Челябинских автовладельцев будут строго наказывать за незаконные парковки

На челябинских автостоянках катастрофически не хватает мест. А цены на свободных парковках бьют все рекорды. Автомобилисты оккупировали газоны и тротуары, детские и спортивные площадки. Почему городским властям не удается упорядочить работу парковок - попытался разобраться корреспондент "РГ".

В конце прошлого года депутаты Челябинской думы утвердили положение о платных парковках. Были определены 370 мест, на которых жители могут оставлять свои машины. Остальные стоянки объявлены вне закона. Спустя несколько месяцев депутаты признали, что должного эффекта законодательная инициатива не принесла. Большинство челябинцев по-прежнему бросают свои машины во дворах, а на легальных парковках выявлена масса нарушений. Только прокурор Челябинска вынес протест по поводу 20 стоянок, грубо нарушавших законодательство.

Как уже сообщала "РГ" ("Чистка на тротуарах" от 20 марта), специально созданная рабочая группа при Челябинской городской думе проводит проверку легальных парковок. По предварительным результатам, половина из них грубо нарушают предписания чиновников: стоянки примыкают к домам, занимают газоны и тротуары, незаконно подключаются к электричеству, не имеют договоров на уборку и не следят за санитарным состоянием территории.

- Итоги подведем в начале мая, но уже сейчас ясно, что 50-60 стоянок будут исключены из списка мест, предназначенных для организации парковок, - сообщил "РГ" заместитель председателя рабочей группы, депутат Владимир Бодров. - Будем от имени городской думы обращаться в Законодательное собрание Челябинской области и Госдуму РФ. Необходимо ужесточать наказания за создание несанкционированных стоянок и разработать механизм контроля.

Не дожидаясь реакции городских властей, некоторые челябинцы попытались бороться с незаконными парковками самостоятельно. Например, жители домов 78 и 82 по Комсомольскому проспекту сообщили "РГ", что в прошлом году по их обращению Арбитражный суд Челябинской области признал незаконной близлежащую стоянку - она находится в 18 метрах от детского садика, хотя по санитарным нормам минимальное расстояние должно быть не менее 50 метров. Но вместо того, чтобы разорвать договор с арендатором, в марте нынешнего года комитет по управлению имуществом и земельным отношениям отдал в аренду этот участок ООО, созданному на базе работавшей до этого организации. Собственник сменился, а признанная незаконной стоянка продолжает работать.

Две недели назад комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска направил главе района письмо, в котором сообщил, что подготовлено уведомление о расторжении договора на организацию этой парковки, но она по-прежнему работает. Однако местные жители уверены, что новый договор вскоре будет заключен с другой фирмой.

Жильцы, судившиеся с владельцами парковки, попытались даже провести акцию протеста и привлечь внимание к своим бедам других челябинцев. Первоначально планировали пригнать автокран и демонтировать ограждение из бетонных плит. Однако в итоге решили ограничиться призывами не ставить машины на незаконную стоянку.

- У меня дочь болеет астмой, а автомобилисты травят детей выхлопным газом, - утверждает один из самых активных участников акции, председатель родительского комитета детского сада 426 Владимир Егоров. - Предприниматели зарабатывают деньги и губят здоровье детей. А городские власти ничего не делают.

Отсчитав необходимые 50 метров, собравшиеся пришли к выводу, что для законной работы требуется сократить площадь парковки в 2,5 раза. Тогда расстояние до садика будет отвечать санитарным нормам.

На акцию приехали представители ООО, арендующего землю. Четверо крупных мужчин в спортивных костюмах и темных очках сначала настойчиво пытались отговорить участников акции свернуться, но, видимо, не решившись воевать с женщинами при журналистах, отступили. Позже с удовольствием угощались чаем, принесенным с собой пикетчиками.

- Работаю здесь с самого начала - два с половиной года. Все водители довольны, соблюдаем чистоту и порядок, - говорит сторож, пенсионер Павел Берсенев. - Если парковку закроют, все машины хлынут во дворы, тогда пройти негде будет. Мест для всех желающих здесь не х ватает. Вот когда шел на работу, во дворах 80 автомобилей насчитал.

Большинство водителей, забиравших свои авто с парковки, выражали недоумение тем, что кто-то недоволен стоянкой.

- Больше машины ставить негде, дворовым стоянкам доверия нет, там работают пьяные сторожа, сливают бензин, - считает Олег Бикмуратов. - Здесь проблем нет, в безопасности автомобиля уверен. Несколько раз оставлял открытыми замки на дверях, ничего не случилось.

- С момента открытия ставлю сюда машину, - вторит соседу по стоянке Андрей Щучкин. - Если у нас не умеют строить цивилизованные подземные парковки, а другие находятся далеко и мест на них нет, что прикажете делать?

- Пусть только попробуют стоянку снести, я машину буду посреди дороги бросать - ни пожарная, ни милиция не проедет, - бросил на ходу еще один клиент стоянки.

Акция показала, что подавляющему большинству местных жителей парковка абсолютно не мешает, а автовладельцам и подавно. Но что делать с нарушениями санитарных норм и неудачным соседством с детским садиком? Подобная ситуация в большинстве дворов Челябинска. Машину ставить некуда, а на газоны и детские площадки заезжать нельзя.

Челябинские власти неоднократно пытались привлечь к решению проблемы горожан и управляющие компании. Сами чиновники не имеют права вмешиваться в организацию ночных парковок во дворах, так как придомовая территория является собственностью жильцов дома.

- Де-факто ночные парковки во дворах существуют, автомобилистам нужно где-то оставлять машины, - считает мэр Челябинска Михаил Юревич. - Значит, управляющим компаниям нужно сделать ночные стоянки во дворах, где это позволяет территория. Тогда доходы можно будет направить на благоустройство придомовой территории.

Однако призывы городских властей остаются не услышанными. Управляющие компании не готовы взяться за дело, поскольку для организации парковки нужно оборудовать место охраны, провести свет, заасфальтировать площадку. Да и многие жильцы против: ведь сейчас они оставляют свои машины у подъездов бесплатно, а на цивилизованной парковке придется платить.

Вместе с внутридворовыми стоянками решением проблемы могли бы стать подземные паркинги. Но это слишком дорогое удовольствие. Например, в Челябинске платных подземных автопарковок всего три, и все они в центре города. Стоимость одного места - 30 рублей в час или 6600 рублей в месяц. Далеко не каждый готов расстаться с такими деньгами.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Сергей Комяков, спикер Челябинской городской думы:

- Мы готовы помочь навести порядок во дворах, но жильцы должны проявлять инициативу. Попытаемся вывести автомобили из дворов за счет образования стоянок вдоль дорог.

После завершения проверки список разрешенных парковок сократится за счет нарушителей правил организации стоянок. Но он открыт для тех, кто готов соответствовать всем нормам.