Количество парковок Ростова стремительно сокращается, в то время как численность автомобилей растет
Число парковок в донской столице сокращается почти так же стремительно, как прирастает городской автопарк. Ежегодно на ростовских улицах прибывает 15-20 тысяч машин и убывает порядка 10-15 стоянок, на месте которых затевается новое строительство. Насколько сложно в Ростове припарковаться, корреспондент "РГ" узнала на собственном опыте.
Место пусто не бывает
Искать парковку нашей семье пришлось поневоле: в одну далеко не прекрасную ночь машину "вскрыли", вытащив из нее все более-менее ценное. И если до этого вопрос о том, чтобы найти стоянку, обсуждался от случая к случаю, то теперь все сомнения разом отпали. Мы перешли к активным действиям. Тут и выяснилось, что в нашем микрорайоне парковок просто нет. Ближайшую стоянку мы отыскали в получасе ходьбы от дома. Но нас и такой вариант уже вполне устраивал. За 60 рублей в сутки для нашего железного коня нашли свободное временное местечко. На именную табличку за две сотни мы согласились без колебаний: выбирать-то не приходится. Сейчас рядом со стоянкой заканчивается строительство многоквартирного жилого дома, по соседству возводят еще один. А значит, месту, на которое нам удалось пристроить свой автомобиль, осталось совсем недолго. И где потом искать следующее?
Обратный счет
Статистика подтвердила наш печальный опыт: вопреки всякой логике, число стоянок в Ростове не растет пропорционально потребности в них, а напротив, сокращается. Автопарк же прирастает очень бодро. По данным ГИБДД по Ростовской области, в 2006 году в регионе было зарегистрировано около 200 тысяч автомобилей, порядка 40 тысяч - в южной столице. В 2007 году автопарк увеличился еще на 20 тысяч машин. В городском управлении автомобильных дорог пояснили, что "стоянками должна заниматься "архитектура": они и землю отводят и следят за тем, как она используется". Директор департамента архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону Андрей Шумеев информацией тоже не порадовал:
- Пока мы не можем сказать, сколько в городе стоянок и на сколько мест они рассчитаны. Но в этом году администрация заказывает схему, которая даст нам полную картину наличия парковочных мест. Там же будет проанализировано, сколько таких площадок городу необходимо.
Но не нужно быть большим специалистом, чтобы понять - в Ростове острый дефицит паркингов. Оставшиеся стоянки забиты под завязку. Тысячи машин "ночуют" во дворах, вызывая постоянные нарекания окружающих и становясь причиной бессонных ночей для самих владельцев. А в некоторых дворах особо предприимчивые ростовчане и охрану стихийных парковок организуют за 40-50 рублей в сутки.
- Число парковок нашего общества за последние 10 лет сократилось с 25 до 9, и еще несколько на грани закрытия, - рассказывает заместитель председателя ростовского регионального отделения всероссийского общества автомобилистов Николай Томашенко. - Вместо 2,5 тысячи мест у нас осталось только 600 на весь город.
Причина, по которой владельцам стоянок отказывают в аренде, - земельный участок нужен под строительство. Иногда на их месте очень оперативно появляется дом или торгово-развлекательный центр. Но чаще АЗС. В городском департаменте координации строительства и перспективного развития сокращение количества парковок объясняют тем, что почти все участки, на которых эти стоянки находились или находятся, - в чьей-то собственности или аренде. Разобрав свободные площадки, застройщики не торопились начинать строительство. Но сегодня тянуть время им совершенно невыгодно - аренда земли настолько велика, что гораздо рентабельнее побыстрее сдать дом в эксплуатацию.
На уровне
Решить проблему можно, обременив застройщиков обязательной парковкой перед домом. Но самым оптимальным предприниматели считают строительство многоуровневых автопарковок. Ставку на такие паркинги делают и в мэрии. По словам Андрея Шумеева, инвесторам сейчас настоятельно рекомендуют предусматривать строительство таких парковок. О том же говорят и в управлении координации строительства: строительные нормы обязывают застройщиков учитывать потребность территории в гаражных паркингах.
Многоуровневые автостоянки - удовольствие недешевое: по разным данным, одна такая площадка тянет на несколько миллионов долларов, а окупается только лет за десять. Но если не найдется крупных инвесторов, то реализовывать подобные проекты могли бы мелкие предприниматели - вскладчину. Здесь главное - с местом угадать. Несколько лет назад в Ростове появилась подобная стоянка рядом с тремя вокзалами. Но она до сих пор заполнена не больше чем на 20 процентов - рядом нет ни офисов, ни жилья, ни торговых центров.
Но если в новых микрорайонах у автовладельцев есть перспективы, то территориям, которые заселены давно, ничего не светит. Власти предлагают искать инвестора, который бы выкупил любой земельный участок, снес существующие сооружения и выстроил стоянку. Но слишком утопично выглядит эта идея, учитывая, во что обойдутся такие проекты. Есть еще вариант - строительство подземных паркингов под городскими территориями. В департаменте архитектуры говорят, что такая возможность рассматривается. Только количество таких территорий ограничено.
В Москве проблема с дефицитом стоянок сейчас решается через городскую целевую программу, которая предусматривает выделение бюджетных средств на софинансирование строительства многоуровневых паркингов. Не пора ли и южной столице последовать этому примеру?
Кстати
С незаконными парковками и взиманием денег за стихийные стоянки возле рынков и офисных центров в Ростове решили бороться сотрудники областного УБЭП. В марте они проверили стоянки на 31 городском рынке. В результате возле двух базаров милиционеры выявили четыре факта незаконного взимания денег. Все "добровольцы" привлечены к административной ответственности и заплатили штраф - по 500 рублей.