Стройка века - возведение омского метрополитена - обещает войти в новую фазу. В помощь специалистам, возводящим подземку, вот-вот должно поступить новое оборудование.
Вчера дорогостоящий проходческий канадский комплекс отбыл из Ванкувера. Его проектная мощность в четыре-пять раз превышает российские аналоги. Однако забот у метростроевцев меньше не станет. Об этом - разговор корреспондента "РГ" с руководителем управления по строительству объектов Омского метрополитена Владимиром Елисеевым.
Владимир Елисеев: Приоб-ретение проходческого щита, конечно же, шаг вперед. Это огромная бурильная машина, насосная станция и целый состав вагонеток, который будет вывозить землю. Техника самая современная. Для сравнения: та, что применяется нами сегодня, куплена двенадцать лет назад. Морально это оборудование, безусловно, устарело. Мы планируем запустить новый комплекс в подземку примерно в августе-сентябре. Однако надо понимать, что техника такого уровня должна работать без простоя. А это подразумевает новые денежные затраты. Пока же дела с финансированием у нас обстоят не очень хорошо. По планам за весь 2008 год мы должны освоить порядка двух миллиардов рублей. Областное правительство выделило на данный момент 550 миллионов, и по большей части эти средства уже израсходованы. Шестьсот миллионов - доля федерального бюджета, которая пока не поступала. Судьба еще одного транша в 850 миллионов тоже пока не решена. Возможно, определенность появится сегодня после заседания в Москве оргкомитета по празднованию 300-летия Омска. Полагаю, подземка станет одной из его главных тем, поскольку чем медленнее идет строительство, тем больших средств оно требует.
РГ: Говорят, покупка щита нового поколения потребует и решения вопроса энергоснабжения стройки века.
Елисеев: Действительно, эта машина требует пересмотра энергетических систем. Когда появится канадская техника, нам потребуется в три с половиной раза больше энергии на строительные нужды. Данная тема уже поднималась. Местные энергетики подготовили договор на создание технической возможности. Примерная его стоимость - 57 миллионов рублей. Однако, возможно, это еще не окончательная цена, поскольку тарифы окончательно не определены. Сейчас построена электрическая подстанция "Весенняя". Она в состоянии закрыть часть потребности пускового участка метро. Необходимо строить еще одну подстанцию "Метро", но пока нет даже ее проекта. Сегодня в областном правительстве думают, как выходить из ситуации.
РГ: Вокруг метростройки немало разговоров. Многих напугало сообщение о том, что станции планируется возводить открытым способом. Получается, весь город перероете?
Елисеев: Ничего подобного. Под станции требуются не очень большие участки земли. Об объемах строительства можно судить на примере работ у библиотеки имени Пушкина. Тоннели же сооружаются закрытым способом, и это, кстати, экономит деньги.
РГ: А как быть с земельными участками? Не возникает ли у вас конфликта с теми же частными застройщиками?
Елисеев: Это действительно очень серьезная проблема. На недавнем градостроительном совете, проходившем с участием губернатора Омской области Леонида Полежаева, ей специально уделили внимание. В федеральном Земельном кодексе предусмотрено резервирование земель на двадцать лет под строительство линейных объектов. Омские же архитекторы живут одним днем и торопятся, в надежде на сиюминутную прибыль, застроить пустующие участки. А там хоть трава не расти. Есть и другие проблемы. К примеру, неподалеку от метромоста возводится здание инженерного корпуса. А рядом по генплану должна пройти автомобильная дорога. Тут же находится здание постройки начала XX века. Мы его выкупили и запросили разрешение на снос. Москва отвечает: нет, в крайнем случае переносите этот дом в другое место. А экспертиза показывает, что перенос невозможен, фундамент попросту сгнил. Выход из ситуации ищем уже четыре года.
РГ: Какую работу реально осилить в этом году?
Елисеев: Все усилия направлены на то, чтобы завершить огромный пласт черновой работы. Основные силы брошены на строительство станции "Библиотека Пушкина". На остальных объектах активность заметно ниже. Разрабатывается котлован под станцию "Заречная", ведется проходка к ней тоннеля от станции "Кристалл". О конкретных сроках сдачи первой ветки говорить рано. Повторюсь, все зависит от объема финансирования. Без поддержки федерального центра такой проект нам просто не потянуть.