15.05.2008 03:49
    Поделиться

    Алексей Аксенов: Водителей нужно не только наказывать, но и воспитывать

    Водителей нужно не только наказывать, но и воспитывать

    Чему не учат в автошколах? Как переломить рост ДТП с участием автобусов и маршруток? Как изменятся Правила дорожного движения с 1 июля?

    На эти и другие вопросы ответил на "деловом завтраке" в Черноземном представительстве "Российской газеты" начальник управления ГИБДД УВД по Липецкой области полковник милиции Алексей Аксенов.

    Аварий стало меньше

    Российская газета: Алексей Васильевич, с начала года увеличены штрафы для водителей. Стало ли от этого меньше нарушений правил дорожного движения?

    Алексей Аксенов: В целом их меньше не стало. За первые четыре месяца выявлено 106 тысяч фактов нарушений правил, год назад их было на тысячу меньше. Но - по сравнению с тем же периодом прошлого года - в регионе на пятнадцать процентов сократилось количество дорожно-транспортных происшествий, уменьшилось число погибших и раненых. Уверен, благоприятную тенденцию мы сумеем закрепить. Дело в том, что люди стали соблюдать элементарные правила. Так, за сутки мы выявляем по Липецку не больше пяти водителей и пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности, поскольку частники поняли: так ездить не выгодно. Отсюда - результат: количество ранений при столкновениях снизилось на пятнадцать процентов. За грубое нарушение правил аресту на срок от трех до пятнадцати суток были подвергнуты девятьсот человек. В основном - молодежь, в том числе и девушки.

    РГ: Меняется ли менталитет водителей?

    Аксенов: На мой взгляд, до двадцати процентов происшествий можно избежать, если водители будут взаимно вежливы и терпимы. Повысить культуру поведения на дороге можно и ужесточением законодательства, и улучшением преподавания. В свое время у нас была хорошая система подготовки шоферов. Сегодня школы вождения занимаются не учебой, не воспитанием, а натаскиванием курсантов на сдачу экзаменов. Учебные заведения настроены в основном на то, чтобы заработать деньги. К тому же за тридцать восемь часов, отведенных на курс обучения, серьезных навыков дать невозможно. Мы ужесточили требования к материально-технической базе учебных организаций. Однако нужно добиться на федеральном уровне, чтобы была изменена система подготовки и сдачи экзаменов.

    РГ: В последнее время участились аварии с участием автобусов. В чем причина?

    Аксенов: Действительно, только за первый квартал с участием пассажирских транспортных средств зарегистрировано 34 дорожно-транспортных происшествия - на десять процентов больше прошлогоднего. Семь человек погибли, почти шестьдесят ранены. Почему? Во-первых, кадров не хватает, их профессионализм падает. Так, в апреле мы задержали четырех нетрезвых водителей ведомственных автобусов. Каждые сутки только в Липецке выявляем четыре-пять нарушений у водителей маршруток. Случается, нерадивого шофера с одного пассажирского предприятия выгоняют, но его тут же принимают на другое. Несмотря на то, что мы рекомендуем руководителям при найме водителя обращаться в районный ГИБДД: там им расскажут, сколько у него нарушений. Во-вторых, недостаточен контроль над техническим состоянием транспорта, соблюдением режима труда и отдыха, движением маршруток и автобусов на линии - для этого давно пора внедрить спутниковую систему. В-третьих, шоферы маршруток совмещают обязанности с работой кондуктора. Недавно в Липецке "ПаЗик" наехал на световую опору потому, что водитель в это время рубли собирал. В итоге семь пассажиров получили телесные повреждения.

    Операция "модернизация"

    РГ: Улучшилась ли ситуация на федеральной трассе "Дон", названной в народе "дорогой смерти"?

    Аксенов: Это единственный участок в области, где аварийность осталась на уровне прошлого года - на остальных трассах она снизилась. Главная причина - несоответствие параметров магистрали современным требованиям: до 1990 года по трассе проходило 5-8 тысяч машин в сутки, сейчас - 24-25 тысяч. Чтобы навести порядок, надо построить новую трассу, что и намечено. Но, к сожалению, хотя и в прошлом, и в нынешнем году для этого были выделены большие средства, ни одной копейки до сих пор дорожники не освоили.

    Мало ужесточить требования, нужно изменить систему подготовки водителей

    РГ: Где еще требуется кардинальная модернизация дорожной инфраструктуры?

    Аксенов: В Липецке почти половина дорожных происшествий - с участием пешеходов, во многом из-за того, что машин стало больше, появились новые торговые центры, а улицы еще не везде к этому приспособлены. Так, улица Катукова теперь - настоящая магистраль, но на ней нет ни одного пешеходного перехода. Требует серьезной реконструкции кольцо трубного завода, где запланирован виадук. Нужна развязка в двух уровнях у Центрального рынка, чтобы пустить одностороннее движение по проспекту Победы и параллельной ему улице Папина. Требуется довести дорогу в Сокольский поселок вдоль реки Воронеж, которая была запланирована еще два десятилетия назад.

    Беспокоит ситуация и с парковкой. Если в доме - сто квартир, то у жильцов - сорок автомобилей как минимум. Значит, парковка должна быть не на пять-семь машин по старым стандартам, а на сорок-шестьдесят автомобилей: надо предусматривать многоуровневые стоянки. На междугородних трассах надо завершить обустройство пешеходными дорожками и наружным освещением прилежащих населенных пунктов, где из-за их отсутствия случаются настоящие трагедии. Это уже сделано на выезде из Липецка в сторону Воронежа - в пригородных селах Ленино и Хрущевка. В этом году до конца будет оборудована дорога Липецк - Чаплыгин, продолжена работа по трассе Липецк - Лебедянь. Еще одна проблема: дорожная разметка проводится после определения подрядчика на торгах, и там побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения работ. И получается: в июле-августе закончили наносить разметку, а в ноябре-декабре она уже стерлась. Надо покупать не дешевый, а современный разметочный материал. Мы в качестве эксперимента на улице Механизаторов в Липецке применили не краску, а ленту, которая наносится на новое полотно - разметка уже два года держится.

    По новым правилам

    РГ: Перейдем к вопросам читателей. Владимир Климов из Липецка сетует: инспекторы ГИБДД не останавливают нарушителей, если у них "крутые" номера. Обладатели таких номеров нагло ведут себя на дорогах, создают опасные ситуации. Будет ли здесь наведен порядок?

    Аксенов: Для нас такой проблемы никогда не было. Мы проверяем водителей вне зависимости, какая у них марка машины, какие номера. Сейчас, по указанию начальника УВД, номера с "нулевой сотней" - 001, 002 и подобные выдаются на грузовые машины. Скажу больше: так называемые "крутые" номера - иногда лишний повод, чтобы проверить автомобиль.

    РГ: Читатель из Данкова спрашивает, почему работники ГИБДД ездят на машинах с тонированными стеклами?

    Аксенов: Служебный транспорт у нас весь растонирован. Насчет Данкова мы выясним: если кто-то из сотрудников ездит на таких личных автомобилях - то будет оштрафован на общих основаниях.

    РГ: Только в прошлом году в регионе выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта увеличились на шесть тысяч тонн. Можно ли бороться с этим бедствием?

    Аксенов: Чтобы новые отечественные автомобили соответствовали действующему до сих пор экологическому стандарту "Евро-2", производители установили на них вместо карбюратора инжекторы. Сегодня все иномарки, которые собирают на территории России, нормативам соответствуют. Перестали выпускаться "Москвичи" и "Жигули" шестой модели. Однако претензии по экологическим международным требованиям есть ко всем "Жигулям" до десятой модели. Вступили в силу экологические нормы "Евро-3", еще более жесткие.

    РГ: Летом в Правилах дорожного движения вновь ожидаются изменения. Вы готовы к их исполнению?

    Аксенов: С первого июля материалы, полученные при помощи технических средств, станут документальной базой для вынесения решения об административном правонарушении. Например, в Липецке установлены два видеокомплекса по контролю скорости "КРИС-1", а зафиксированные ими превышения сейчас мы вынуждены оформлять на месте, для этого нарушителя надо там же остановить. Теперь же протокол с фотографией машины, где будут указаны место и время нарушения, автовладелец будет получать по почте. Таким образом исключается контакт водителя с сотрудником ДПС и повышается эффективность нашей работы. Сегодня из-за нарушения скоростного режима совершается около двадцати процентов дорожно-транспортных происшествий. Чтобы взять ситуацию под контроль, нам надо как минимум пятнадцать таких приборов. В рамках федеральной и областной программ запланировано установить их к 2014 году. Два таких прибора поставим в Липецке уже в ближайшие месяцы.

    РГ: Практически все службы милиции испытывают проблемы с кадрами. А как обстоят дела в ГИБДД?

    Аксенов: У нас есть возможность проводить отбор кандидатов для работы и на линии, и в других подразделениях из числа желающих. Сегодня мы принимаем только тех претендентов, которые имеют высшее образование и отслужили в армии. В целом сотрудники несут службу достаточно добросовестно. К примеру, ежедневно по области мы выявляем 35-40 пьяных водителей, благодаря чему только 2,2 процента ДТП происходят с участием пьяных водителей; тогда как в среднем по России - около восьми процентов. С начала этого года нашими сотрудниками раскрыто 226 уголовных преступлений. А в прошлом году наши работники получили 1200 поощрений. Это при том, что в штате областного ГИБДД - 1100 человек.

    Поделиться