В Москве появился новый метод работы участковых уполномоченных. Милицейское руководство приказало им взять, так сказать, под свое крыло все общественные пункты охраны порядка. Более того, сами эти пункты появились после выхода специального закона города Москвы.
В столичном ГУВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что проводится эксперимент, который должен вывести на новый качественный уровень роль участковых уполномоченных.
Смысл эксперимента заключается в том, что часть функций участковых взяли на себя общественные пункты охраны порядка. Таких пунктов в Москве 765. Их возглавляют, как правило, люди опытные и уважаемые - вышедшие на пенсию милиционеры или военные. Речь не идет о подмене сотрудника милиции добровольцами-общественниками, а о всесторонней и квалифицированной помощи, освобождения его от рутинной работы.
Например, участковый обязан рассматривать все обращения граждан. В год таких обращений поступает около полумиллиона. И это - на три с половиной тысячи "домашних" милиционера. Так вот, часть этих обращений теперь принимают в общественных опорных пунктах. Ведь милиционер далеко не всегда сидит в своем кабинете, поэтому общественник вполне может выслушать гражданина и передать все сотруднику милиции. А то и оказать посильную помощь, дать дельный совет.
Самое главное - в общественные опорные пункты стекается от жителей района информация, столь необходимая милиции. На каждого московского участкового приходится от двух до девяти тысяч жителей участка, который он обслуживает. По инструкции он должен дважды в год побывать в каждой квартире, знать практически о каждом гражданине. По силам ли это одному человеку? Поэтому сбором такой информации и занимаются общественные пункты. Бывает и так, что люди охотнее "просигнализируют" о чем-то подозрительном гражданскому человеку, чем милиционеру.
Какая информация нужна участковому в первую очередь? О подозрительных людях, поселившихся в арендованной квартире. О подъездах жилых домов - есть ли там запирающие устройства, кодовые замки, домофоны, что хранится на чердаках и в подвалах, есть ли туда свободный доступ. Особенно волнуют жилые дома, на первых этажах которых размещены какие-то коммерческие предприятия, - офисы, магазины, аптеки, парикмахерские, мастерские. Таких зданий в Москве - 14 тысяч. Казалось бы, подобный контроль - дело не милиции, а коммунальных служб. Однако, по словам полковника милиции Григория Краснова, который руководит деятельностью всех московских участковых уполномоченных, если в доме, который проверил милиционер, произойдет теракт или авария-катастрофа, то этот сотрудник будет объясняться с прокурором. Поэтому и нужна помощь гражданских добровольцев.
Московский опыт уже оценили и переняли милиционеры Татарстана, готовятся взять на во оружение и правоохранители других регионов.