22.05.2008 03:30
    Поделиться

    На Брянщине механизм защиты имущественных прав сирот дает сбои

    Пока дети находятся в домах-интернатах, родители оставляют их без жилья. Чиновники, которые по долгу службы должны защищать права сирот, не всегда с этим справляются.

    Механизм защиты имущественных прав осиротевших детей не должен давать сбоев. Ведь цена такой недоработки - поломанные судьбы. Когда ребенок попадает в детдом или интернат, администрация выносит распоряжение, которым закрепляет за ним квартиру, где был зарегистрирован. Причем, как рассказала главный специалист отдела опеки комитета по делам семьи, охране материнства и детства Светлана Карпухина, если за ребенком не числится какое-либо жилье, его сразу ставят на льготную очередь. Однако, как показывает практика, органам опеки нередко приходится отстаивать права детей в судах. Иногда это мера становится единственным законным способом вернуть ребенку жилье. Если и она не помогает, остается одно - покупать квартиру за бюджетные средства. Но они не всегда предусмотрены на эти цели.

    Дима Иванов остался круглым сиротой, когда ему было десять лет. Сейчас парень заканчивает профтехучилище. Летом он получит диплом, и ему придется уйти из общежития в никуда.

    - Мальчик думал вернуться в старый дедовский дом в Фокинском районе, - рассказала Мария Белоусова, представитель общественной организации "Женщины Брянщины". - Но оказалось, что в этом доме давно поселилась семья из четырех человек. Мы подали заявление в правоохранительные органы, теперь ждем суда. У Димы нет родственников, и заступиться за него некому. Свое совершеннолетие он будет вынужден встретить на улице. И таких обращений у нас очень много.

    В Жуковском санаторном детском доме сейчас находится 84 ребенка: астматики, сердечники и т.д. И только за половиной из них было закреплено жилье.

    - В трех случаях нам так и не удалось сохранить квартиры за воспитанниками, - рассказал на заседании межведомственной комиссии по вопросам женщин, семьи и детей директор Жуковского санаторного детского дома Виктор Оборот. - Пять квартир удалось отсудить. Мы второй год пытаемся вернуть одной нашей воспитаннице дом в Карачеве. Распоряжение администрации района о закреплении его за девочкой было. Позже оказалось, что бумагу не зарегистрировали в комитете имущественных отношений. В результате дом продали постороннему человеку.

    Недавно суд Советского района вернул однокомнатную квартиру двум мальчикам. Отец, лишенный родительских прав, продал ее без согласия органов опеки и попечительства. Купила квартиру владелица одного из брянских агентств недвижимости.

    Иногда и сами органы опеки и попечительства оказываются виноваты в том, что детям негде жить. Сироту из Новозыбкова отправили в брянский интернат. Потом девушка вернулась в родной город на учебу в профессиональном училище. Уже пять лет она стоит на льготной очереди, но до сих пор не имеет ни места жительства, ни регистрации. Так произошло, по мнению сотрудников прокуратуры Новозыбковского района, из-за плохого контроля органов опеки и попечительства. Прокуратура вынесла главе администрации Новозыбкова представление: устранить нарушения законодательства и наказать виновных.

    Нередко матери и отцы, лишенные родительских прав, доводят жилые помещения до плачевного состояния. Вернувшихся в родные пенаты молодых людей ожидают голые стены и куча неоплаченных коммунальных счетов. Директор Сельцовской школы-интерната рассказал, что у них был случай, когда пьющий отец их воспитанника умудрился продать из квартиры все что можно, включая батареи отопления.

    Покупать новую недвижимость муниципалитетам не под силу. Сейчас в Брянске один квадратный метр стоит более сорока тысяч рублей. В прошлом году в областном центре выделили семнадцать льготных квартир для сирот - впервые за последние несколько лет.

    Естественно, что такими темпами всех нуждающихся жильем не обеспечить. В начале года на Брянщине числилось около семисот сирот. В одном только Советском районе Брянска в "сиротской" очереди на жилье сейчас стоят двадцать человек, а выделено в этом году пока только две квартиры.

    Прямая речь

    Тамара Старченко, и.о. заместителя губернатора:

    - Воспитанники приютов теряют жилье из-за того, что не были вовремя определены их права. Органы опеки и попечительства Брянской области в таких случаях сработали неудовлетворительно. Сейчас в силу вступил новый федеральный закон, по которому основные функции по защите прав ребенка переходят к субъекту Федерации.

    Поделиться