В республиках Северного Кавказа коррупцию искореняют нестандартными методами

Пока федеральные чиновники только берутся за создание совета и разработку плана по борьбе со взяточничеством, в южных регионах наступление на нее началось уже по всем фронтам. Какие меры по противодействию коррупции предпринимаются на Кавказе, выясняла корреспондент "РГ".

Кадровая "зачистка"

На днях в Чечне произошел крупный скандал: ряд руководящих сотрудников министерства сельского хозяйства республики были лишены своих должностей. Поводом для столь кардинальных мер послужили результаты проверки по реализации национального проекта "Развитие АПК", а также по соблюдению законодательства о гражданской службе и противодействию коррупции.
К примеру, установлено, что министерство должным образом не проверяло документы, на основании которых выдавались субсидии участникам нацпроекта, не соблюдалась очередность регистрации заявлений.

- Указанные нарушения создавали условия не только для злоупотреблений служебным положением, но и для хищения денежных средств, - пояснили "РГ" в пресс-службе республиканской прокуратуры.

Кроме того, работниками министерства не принимались во внимание установленные запреты для госслужащих, а при поступлении на работу предоставлялись заведомо подложные документы. Так, заместитель начальника отдела капитального строительства одновременно являлся генеральным директором закрытого акционерного общества, а главный специалист отдела экономики, мотивации труда и налоговой политики предоставил липовый диплом об окончании финансово-экономического факультета Чеченского государственного университета.

На основании представления прокуратуры министром сельского хозяйства все они лишены занимаемых постов, ряд специалистов понижены в должности.

В последнее время этот случай, пожалуй, самое крупное антикоррупционное дело Чечни, ставшее достоянием общественности. До этого президент республики Рамзан Кадыров неоднократно в довольно резкой форме высказывался по поводу необходимости сохранения "чистоты рядов" среди чиновников и беспощадности мер, которые будут предприниматься в отношении тех, кто все же умудрится запятнать "белый воротник". Два месяца назад президент также распорядился сформировать специальную группу в составе местного МВД, которая занялась бы проверкой органов власти.

- В последнее время я получаю массу жалоб от населения о недобросовестности некоторых чиновников, - сказал тогда Кадыров, - хотя всегда заявляю: те, кто работают со мной, должны забыть само слово "коррупция".

Одновременно Рамзан Кадыров занялся подбором кадров: на все ключевые посты назначены, по его мнению, надежные люди.

Как пояснили в республиканском парламенте, речи о принятии регионального антикоррупционного закона пока не идет, по крайней мере до появления федерального.

Через барьеры

В соседней Северной Осетии, напротив, работа над местным документом началась раньше, чем в парламенте страны. Внес его на рассмотрение сам глава республики Таймураз Мамсуров. В первом чтении народные избранники приняли закон еще в конце января, но с тех пор проект документа "О противодействии коррупции" продолжает пылиться на полках у разработчиков.

- Принятие закона пока отложено, - уточнили в комитете по законодательству парламента РСО - Алании. - По большому счету, он представляет собой рамочную концепцию, которая подразумевает принятие специальной программы и ряд мер по устранению взяточничества.

О необходимости антикоррупционного закона в Северной Осетии говорить не приходится.

- Мы провели анализ деятельности правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений, связанных с коррупцией, - рассказал прокурор республики Герман Штадлер. - Он показал, что принимаемые меры нельзя назвать адекватными сложившейся криминогенной ситуации. В оперативной разработке в основном находятся представители среднего и нижнего звена государственных органов, тогда как обладатели высоких постов практически не попадают в поле зрения спецслужб.

Только за первый квартал текущего года прокуратурой Северной Осетии выявлено 189 нарушений закона, заявления по пяти из которых направлены в суд, внесено 77 протестов на незаконные нормативные и правовые акты. В частности, установлены факты создания так называемых административных барьеров - дополнительных условий, не предусмотренных законодательством, которые впоследствии становились основанием для отказа при рассмотрении заявок граждан на выделение им земельных участков.

С помощью информаторов

К принятию республиканской программы в Кабардино-Балкарии подошли с особой тщательностью. Для внесения предложений и изменений по содержанию документа "Профилактика коррупции в КБР на 2008 - 2010 годы" даже устроили общественные слушания.

Как отметил глава местного МВД Юрий Томчак, сотрудники министерства внутренних дел, в чьи обязанности, в частности, входит противодействие коррупции, только в прошлом году выявили более 100 преступлений в этой сфере. Заведенные по фактам различных злоупотреблений уголовные дела послужили основой для освобождения от должности целого ряда чиновников. Принятый же в прошлом году республиканский закон "О противодействии коррупции", инициированный местной прокуратурой, хотя и служит своеобразным препятствием для нечистых на руку лиц, но все же не решает проблемы в целом.

Составителями нового документа наряду с 20 различными ведомствами стали администрации 13 городов и районов республики. Основные его мероприятия, кроме специальной экспертизы принимаемых и уже существующих нормативных актов и совершенствования деятельности по размещению госзаказа, подразумевают антикоррупционный мониторинг и аудит, внедрение систем внутреннего контроля и тренингов по этичному поведению чиновников .

- Сегодня республике необходим специальный орган, который контролировал бы все ведомства без исключения, - подчеркнул председатель комитета парламента по законодательству, государственному строительству и вопросам местного самоуправления Руслан Абазов.

По мнению разработчиков, сообщать о фактах злоупотреблений должны собственные внутренние информаторы. Однако подобная практика в Кабардино-Балкарии может не сработать просто из-за особенностей менталитета. Здесь парламентарии надеются на помощь СМИ - общественное порицание по-прежнему остается действенным способом в борьбе с коррупцией.