Капля модной присадки способна убить двигатель и топливную систему

Серьезные специалисты, связанные с ремонтом автомобилей, на вопрос о присадках и промывателях ответят как один: "Никогда и ни в коем случае!"

Так почему же дела у продавцов всевозможных "волшебных" средств, способных увеличить, улучшить и продлить жизнь систем автомобиля, идут великолепно? Ведь список предложений подобного рода в последнее время увеличился невероятно. Порой за пирамидами разноцветных баночек на магазинных полках и продавца-то не видно, а если увидишь и спросишь, то далеко не каждый продавец способен толком объяснить: что от чего, куда заливать и какого эффекта ждать.

А изобретатели и производители этих жидкостей в то же время гарантируют едва ли не бессмертие вашему автомобилю. Что, мол, благодаря "чудодейственным" присадкам автомобили не ломаются, а ремонтники вот-вот останутся без работы.

Ответ на вопрос о секрете популярности банок, баночек и тюбиков с волшебными средствами прост: в нас по-прежнему неистребимо желание верить сказкам, а не практике. Потому и рынок охотно откликается на желание автомобилистов сэкономить на ТО и не отправлять машину в сервис. Но можно ли за три копейки купить "волшебную" баночку, вылить ее содержимое в бензобак или в коробку передач и на годы забыть о мастерских?

Да нет, чудес не бывает.

Обманываться рады

Автор этих строк, как говорится, на себе испытал эффект некоторых баночек.

В не столь далекие годы, я, как и многие граждане, был поклонником "москвича" (можно было поклоняться еще "жигулям" или "Волгам"). В те времена пронеслась благая весть: мол, военные рассекретили средство, изобретенное специально для... танков. А суть средства в том, что если вдруг враг пробил у боевой машины маслопровод и смазка вытекла, то обработанные удивительным настоем внутренности двигателя и трансмиссии позволят проехать танку без масла еще 100 км!

Об удивительных свойствах конверсионного товара свидетельствовала и немалая цена двухсотграммовой баночки. Я, как и многие, достал это рассекреченное средство, залил в любимый "москвич" так называемый "модификатор", и...

Честно признаюсь, повезло: не пришлось ни чистить клапана, ни менять кольца или вкладыши, шлифовать цилиндры. Повезло потому, что отечественные машины были изначально рассчитаны на дикие условия эксплуатации и оказались способны переварить все - от плохого бензина до ужасного масла и суперсекретных присадок. Впрочем, никто и не проверял новое средство всерьез: смельчаков испытать его, оставив свою машину без масла, не нашлось.

А вот старенький "опель-сенатор", который я купил после естественного угасания "москвича", подкачал. Черт меня дернул залить в бензобак так называемый очиститель топливной системы. После этой благой акции пришлось систему промывать всерьез и вручную, со снятием бензобака и всего прочего.

А однажды треснул радиатор. Ну что же, и от этой беды предложили мне в магазине баночку за 150 рублей. Потом в мастерской (радиатор пришлось менять) объяснили, что я еще дешево отделался. Средство от трещин - не что иное, как обычная глина, способная забить намертво не только трещины, а всю систему охлаждения.

Нагар и переборка

Из дотошных разговоров со специалистами - химиками и авторемонтниками становится понятно: совестливые производители автохимии создают свой модный продукт на основе нейтральных компонентов, не способных нанести вред автомобилю. Хотя бы не нанести вред. А вот нечестные...

Взять препараты, добавляемые в масло. Они призваны дополнять, увеличивать так называемые нагрузочные, скоростные и температурные диапазоны работы двигателя. По замыслу изобретателей, препарат должен полностью растворяться в масле, не содержать абразивных частиц и агрессивных компонентов, не вызывать коррозии металла. Но в каком виде этот вроде бы идеальный препарат попадает на прилавок?

Или жидкости, которые реклама рекомендует лить в топливо. Они также должны без осадка растворяться в бензине, обеспечивать удаление загрязнений из топливной системы, не засоряя при этом фильтры и тонкие каналы системы, а все смытые загрязнения должны без остатка сгорать...

Возможно, возможно... Но кто проверял?

Главная проблема в том и состоит, что короткая инструкция на банке не способна дать ответ на множество вопросов. Зато зомбирует покупателя массой своих положительных свойств.

Лучше не верить

Вот что говорит эксперт по автомобильным двигателям - кандидат технических наук Андрей Лидин:

- Мы испытали одну из присадок - в масло. Она, если судить по обещаниям на этикетке, предотвращала протечку через износившиеся сальники основного вала.

По обещанию производителя, присадка вообще отменяла необходимость замены сальника (сам сальник - дешевая деталь, но работа по замене влетает автовладельцу в копеечку). И действительно: при испытаниях течь на некоторое время прекратилась и восстановилась эластичность задубевшей резины. Однако все эти эффекты действовали очень короткое время. В ходе дальнейшего испытания износ сальника только прогрессировал, а после прекращении действия препарата утечка масла соответствующим образом увеличилась.

Выяснилось: широко разрекламированная присадка пригодна только как аварийное средство при чрезвычайных обстоятельствах, если, например, вы заметили протечку, будучи далеко от ремонтных мастерских. Присадка вовсе не отменяла замену сальника, а только отдаляла ее, позволяя в то же время добраться своим ходом до мастерской. Но в инструкции об этом - ни слова!

Государство нас защитит

Первая птичка прилетела в январе. С этого года в России законодательно запрещены октаноповышающие металлосодержащие присадки в топливо.

Большинство октаноповышающих присадок делаются на основе металлоорганики (ферроцены и присадки - на основе магниевых производных). Металлоорганика, конечно, поднимает октановое число на несколько единиц, но она крайне опасна для двигателя. Требуются строгие пропорции при смешивании ее с бензином. Кто эти пропорции соблюдает, кто контролирует? В результате образуются ярко рыжие нагары по всей поверхности камеры сгорания, которые губят двигатель. Еще быстрее "летят" свечи.

Однако и это - сравнительные мелочи по сравнению с тем, что отложения на деталях двигателя можно удалить, только полностью разобрав агрегат и обработав детали на станке. Что очень и очень дорого.

Поехали?

Сегодня в море химических жидкостей очень легко утонуть. Но в то же время все они очень легко укладываются в несколько категорий. А именно - в три:

1. Антифрикционные препараты для двигателя и коробки передач;

2. Очистители топливной системы и корректоры качества топлива;

3. Очистители маслосистемы.

Но дальше начинаются непреодолимые трудности. Несмотря на то, что волшебные препараты предлагают десятки производителей, вы нигде не найдете ответа на простой вопрос: где и как можно ознакомиться с результатами испытаний предлагаемых присадок.

Ответ я получил в Научном центре НАМИ: таких испытаний из производителей никто и никогда не проводил.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Александр Первушин, заместитель заведующего отдела горюче-смазочных материалов и спецжидкостей Государственного научного центра НАМИ:

- Каждому покупателю автомобиля обязательно вручают многостраничную книжку с инструкцией по его эксплуатации. Однако, к сожалению, мало кто из автолюбителей ее читает внимательно. А зря! Потому что если прочтет, не найдет ни слова о необходимости автохимии для эксплуатации машины.

Нужны ли разнообразные присадки вашему автомобилю в условиях обычной эксплуатации? Решать вам. В лучшем случае к чему-то ваша машина отнесется нейтрально. В худшем - предстоит ремонт.

Тут следует понять главное: вам, как покупателям, предлагается беззаветно верить в надписи на той или иной баночке, в способность некой жидкости сделать авто мощным и беспроблемным. Но дело в том, что никто, повторю: никто, включая самого производителя средства, не провел сколько-нибудь серьезных испытаний. Потому и продают в прямом смысле кота в мешке.

А дальше вам решать: нужен ли этот кот?