В Москве стали чаще угонять спецтехнику
Злоумышленники угнали автокран "КамАЗ", принадлежащий одной из турецких строительных фирм, прямо в центре Москвы. Десять лет назад кражи "тяжелых" машин были редкостью, сейчас ситуация изменилась.
Как сообщили "РГ" в ГИБДД ГУВД, с начала года в городе было угнано 5290 машин. Из них - 27 "КамАЗов", 21 прицеп, автокран и бетономешалка. В списке неблагополучных столичных районов по угонам лидируют Южный и Юго-Восточный округа. В правоохранительных органах говорят: с приходом лета таких краж будет еще больше - в разгар строительного сезона спрос на спецтехнику резко вырастает.
Многие автоугонщики переквалифицировались с самых дорогих иномарок на трейлеры. "Навар получается не меньше, - объясняют следователи. - Иной грузовичок может стоить более 1,5 миллиона рублей, автокран - более 4 миллионов".
Как рассказали "РГ" в правоохранительных органах, чаще всего "охотники за грузовиками" действуют по трем схемам. Представитель "липовой" фирмы или "состоятельный дачник" арендует спецтехнику для строительных работ в каком-нибудь районе Подмосковья. Иногда при оформлении заявки даже не спрашивают документ, подтверждающий личность. Размер внесенной предоплаты несопоставим с ценой бетономешалки или грузовика. В укромном месте водителя и экспедитора долой из кабины - и гони бульдозер туда, где его уже ждут. Пока бедолаги, связанные, с изъятыми мобильниками, доберутся до милиции, след украденной машины уже и простыл. Коттеджное строительство в области идет бурно, поэтому тот же кран может годами "невидимкой" переезжать с участка на участок.
Испытанный способ обзавестись спецтехникой - разбой на дорогах. "Останавливают грузовик, просят водителя подбросить стройматериалы на дачу, - рассказывают оперативники, - а потом выкидывают его в лесу, благо что хоть жизни не лишают".
Однако часто преступники работают "под заказ". Чтобы подобрать нужную машину, они порой несколько дней тратят на объезд автобаз и стройплощадок, присматриваясь к искомому "товару". В назначенную ночь (днем по Москве на автокране не проедешь) к определенному месту подгоняют тягач с прицепом, обезвреживают сторожа с помощью веревки или водки. Как ни странно, участившиеся случаи похищения научили еще не все фирмы обеспечивать должную охрану "миллионам на колесах". "В Ленинском районе был случай, когда шестеро "визитеров" сразу увели четыре машины, - вспоминают милиционеры. - Сторожа закрыли, слили горючее из всей техники, под завязку заправили те, что собрались эвакуировать, и были таковы". Чистый навар на каждого похитителя в среднем 2-3 тысячи долларов, простой "перегонщик" довольствуется гораздо более скромной суммой.
Пока в "тихом" месте машину перекрашивают, меняют серийные номера (на что обычно уходит от недели до трех), для нее готовят "чистые" документы. Цветные лазеры позволяют делать "липу", неотличимую от настоящих бумаг. А зачастую в дело идут и настоящие бланки... Большинство "тяжеловесов" отправляются за пределы Московского региона. Как сообщили в ГИБДД, их маршрут лежит на Северный Кавказ: в Чечню, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, а также в Азербайджан, Грузию, реже - в какие-нибудь северные районы. А там для них в считаные часы готовятся документы, проверять которые у местных стражей порядка особого желания нет. Нередко в Москву за машинами приезжают "гастролеры" из этих республик.
"О том, как лучше обезопасить себя от потерь, задумались недавно, - признались в одной из фирм, сдающих в аренду автокраны. - Пришлось раскошеливаться на дополнительные меры безопасности. Застраховали всю технику. К месту назначения машины идут в сопровождении ГИБДД. Автобазу вместо дедушки-сторожа охраняют вооруженные сотрудники ЧОПа. К тому же на всех машинах установлены спутниковые охранные системы. Это дает возможность следить за тем, как она используется, не нарушаются ли при этом условия договора. При желании можем дистанционно "заглушить" любую из наших машин".
Похоже, траты подобных фирм на охрану техники будут расти, да и рассчитывать они могут в основном на себя. Стражи порядка радуют владельцев похищенных машин своим вниманием редко. По статистике, возвращается лишь 10 процентов угнанных легковушек. По спецтехнике цифры еще ниже. Однако если в прошлом году стражи порядка посадили на скамью подсудимых 73 похитителя, то в этом уже 119.