19.06.2008 11:50
    Поделиться

    В Брянске завершился процесс по нашумевшему делу "черных риэлторов"

    Семь лет преступники забирали у людей квартиры и жизни, выдавая убийства за несчастные случаи

    Завершился процесс по нашумевшему делу "черных риэлторов". Он длился девять месяцев. Руководитель преступной группы приговорен к пожизненному заключению.

    Главарем "черных риэлторов" был бывший театральный работник Юрий Кузнецов, невзрачный мужчина в очках. Кто бы мог подумать, что на его совести окажется такой длинный список жертв - по разным данным, от девяти до двенадцати человек.

    Однако Кузнецов был только головой - шеей, по мнению гособвинителя Ларисы Одринской, являлась Екатерина Азарова, приговоренная областным судом к 19 годам колонии строгого режима. Чуть меньшие сроки заключения получили другие: Юрий Хабаев, Николай Наумов и племянник Кузнецова Руслан Степура.

    Заниматься преступным промыслом "черные риэлторы" начали еще во второй половине девяностых. Тогда в Фокинском районе Брянске при загадочных обстоятельствах исчезла семья Бизюковых, состоявшая из четырех человек. Они жили в одном подъезде с Кузнецовым, но потом, согласно его показаниям, вдруг "уехали из города". В опустевшей квартире поселилась пожилая мать Азаровой. В мир иной стараниями Кузнецова ушла и семейная чета Слесаренко. Ее глава был дружен с Юрием. Но в 98-м он тоже пропал, а его жену нашли мертвой в квартире. По первоначальной версии, женщину "подвело" слабое сердце. И только недавно стало известно, что несчастную задушили. А останки мужчины обнаружили в подвале дачного домика матери Кузнецова.

    Основным бизнесом Кузнецова было завладение недвижимостью добропорядочных, пусть и не всегда трезвых, граждан. Потенциальных жертв щедро угощали "огненной водой", погашали их долги по коммунальным платежам или просто становились им хорошими друзьями. Почувствовав себя не столь одинокими, как прежде, люди готовы были оказать нежданным благодетелям любую услугу. Те просили о сущей мелочи - прописать в квартире себя либо знакомого.

    В одном случае это была сама Азарова, сумевшая войти в доверие к 19-летней сироте Маше Лагутиной. Девушка поступила в местный филиал института МВД, но вскоре оставила учебу и устроилась продавцом на рынок к частной предпринимательнице Азаровой. Та сразу же пожаловалась новой работнице на невыносимое житье с родственниками. Доверчивая Маша не только пустила работодательницу, но и сделала ее полноправной владелицей жилплощади. Спустя некоторое время, в мае 2004 года, случайные прохожие наткнулись на тело Лагутиной у железнодорожной станции Снежетьская. Вскрытие показало: к смерти привела внезапная остановка сердца, вызванная употреблением значительной дозы спиртного. И это у Маши, которую никогда не видели пьяной.

    Потенциальных жертв "бизнесмены" угощали горячительным, погашади их долги в обмен на прописку

    В другом убийстве замешан племянник Кузнецова - Роман Степура. И здесь снова не обошлось без Азаровой. Узнав, что у молодой соседки ее матери Светланы Козловой финансовые дела идут не ахти, она предложила ей за деньги прописать к себе Романа. Не прошло и месяца, как в квартире Козловой случился пожар, а сама хозяйка задохнулась в дыму.

    - Все преступления совершались по одинаковой схеме: Кузнецов всегда искал такие способы убийства, при которых смерть человека носила бы характер не криминального, а несчастного случая, - пояснила корреспонденту "РГ" прокурор отдела Прокуратуры Брянской области Лариса Одринская. - Первоначально он экспериментировал с ядом гюрзы. Но сосед-фармаколог посоветовал обратить внимание на куда более доступные препараты растительного происхождения - сердечные гликозиды. Их токсичная доза способна вызвать острую сердечную недостаточность, как это было, например, с Лагутиной. В общем, все походило на несчастный случай или преждевременную смерть.

    Осенью 2005 года "черные риэлторы", уже приватизировавшие и успешно продавшие квартиры Лагутиной и Козловой, положили глаз на жилплощадь брата своей знакомой - матери-одиночки Ольги Зеленцовой. Азарова быстро взяла мужчину в оборот - за тысячу долларов оформила фиктивный брак с ним. Но тут в квартиру на Новостройке вселилась что-то заподозрившая Ольга. Избавиться от нее Кузнецов решил нетривиально. С подачи офицера милиции, мечтавшего о карьерном росте, Юрий вовлек страдавшую от безденежья Зеленцову в чудовищную авантюру: уговорил ее продать "в богатую семью" свою малолетнюю дочь. Правда, в роли покупателей выступили оперативники. Благодаря этому милиционер серьезно продвинулся по службе, а Ольга отправилась в места не столь отдаленные - больше никто не мешал расправиться с Зеленцовым. Яд, по версии следствия, ему ввели внутримышечно.

    - Следствие не смогло точно установить, каким именно медицинским препаратом отравили людей, - не соглашается с доводами следствия брянский юрист Михаил Лазников. - Почти все экспертизы противоречат одна другой: судебные медики Брянска и Военно-медицинской академии, имеющей к токсикологии косвенное отношение, в качестве причин смерти большинства погибших называют острую сердечную недостаточность. Специалисты Российского центра судебно-медицинских экспертиз не столь категоричны, да и факты насильственной смерти установлены с оговоркой "предположительно". Между тем в Российском центре токсикологии экспертизы не проводились.

    Уголовное дело "черных риэлторов" занимает 28 томов. Сотрудники правоохранительных органов предполагают, что совсем скоро шайка снова окажется на скамье подсудимых: не все преступления еще удалось раскрыть.

    Компетентно

    Вячеслав Савин, начальник Управления федеральной миграционной службы по Брянской области:

    - Повторения подобных ситуаций нельзя исключить ни сейчас, ни в будущем. Наравне с гражданами, злоупотребляющими спиртными напитками, особую тревогу у нас вызывают пожилые люди, которым требуется постоянный уход и забота. Не получая их от родственников, они готовы на все, в том числе прописать у себя чужих и малознакомых людей, обещающих им золотые горы. Зная об этом, мы дали установку районным отделениям ФМС, чтобы они внимательно отслеживали такие ситуации и, если у пожилого человека есть хотя бы дальние родственники, обязательно извещали их о его намерении. Кроме того, в рамках нашего административного регламента мы требуем при оформлении прописки обязательное присутствие хозяина квартиры - смотрим, в каком он состоянии, стараемся оценить адекватность: есть ли признаки алкогольного или наркотического опьянения, не находится ли под гипнозом, а также выясняем, кто ждет его на улице. При этом доверенность от хозяина, даже нотариально заверенная, не рассматривается нами априори.

    В общем, пытаемся отсекать мошенников, стараемся разобраться в деталях, но действительно реальных и законных способов противодействовать нечистым на руку ловкачам, желающим прописаться в чьей-то квартире, у нас, к сожалению, нет. Если человек захотел кого-то прописать у себя, мы не можем ему отказать - это его право. Можем только поговорить с ним, рассказать о возможных последствиях. Не дай бог появятся еще одни такие "черные риэлторы"...

    Поделиться