Авто освободили от НДС

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, отменяющий повторное взимание НДС при продаже организациями подержанных машин. Одобренные депутатами поправки вводят норму, согласно которой при реализации автомобилей, бывших в употреблении не менее трех лет и приобретенных у физлиц, которые не входят в число плательщиков НДС, налоговая база по налогу определяется как разница между ценой с учетом НДС и ценой приобретения этих машин. В первую очередь это нововведение коснется автодилеров и выгодно прежде всего им,. Если законопроект будет принят, перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Сейчас налоговая база по НДС определяется как стоимость этих автомобилей, рассчитанная исходя из их рыночных цен без этого налога

    Одобренные депутатами поправки вводят норму, согласно которой при реализации автомобилей, бывших в употреблении не менее трех лет и приобретенных у физлиц, которые не входят в число плательщиков НДС, налоговая база по налогу определяется как разница между ценой с учетом НДС и ценой приобретения этих машин.

    В первую очередь это нововведение коснется автодилеров и выгодно прежде всего им, говорит Анастасия Павлова, консультант "BKR-Интерком-Аудит". Если законопроект будет принят, перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Сейчас налоговая база по НДС определяется как стоимость этих автомобилей, рассчитанная исходя из их рыночных цен без НДС.

    Снижение налоговой нагрузки сделает более привлекательным использование схемы trade-in (приобретение старого автомобиля в счет нового), которая имеет широкое распространение за рубежом и до сих пор не развита в России. Конечно, развитие этой схемы затронет и конечных потребителей - граждан. Ведь намного удобнее приехать в автосалон на старом автомобиле, а уехать на новом, доплатив определенную сумму денег, чем сначала искать покупателя и продавать свой старый автомобиль, а затем ехать в автосалон за новым.

    Несомненно, использование этой схемы также поможет вывести "из тени" хотя бы часть рынка подержанных автомобилей, что обеспечит дополнительный приток денежных средств в бюджет, считает эксперт.

    С другой стороны, законопроект не лишен недостатков. Непонятно, почему исключение двойного налогообложения НДС касается только автомобилей, бывших в употреблении не менее 3 лет. Если законодатель действительно хочет добиться провозглашенных "социальной справедливости и экономической целесообразности", то необходимо исключать двойное налогообложение всех подержанных автомобилей независимо от их возраста. Ведь на самом деле НДС с их стоимости уже уплачен в бюджет при первичной продаже, а в последующем НДС должен начисляться только на сумму торговой наценки, что соответствует экономической сущности этого налога и принципу справедливости налогообложения, считает Анастасия Павлова.

    Маловероятно, что нововведение отразится на стоимости подержанных авто. В настоящее время спрос на автомобили в России растет быстрыми темпами, поэтому нет предпосылок для снижения цен. А налоговая нагрузка всегда перекладывалась и будет перекладываться на потребителя. Когда вы приходите в автосалон и покупаете автомобиль, условно говоря, за 100 рублей, вам абсолютно все равно, сколько из этих 100 рублей составляет НДС.

    Поэтому, по мнению эксперта, автодилеры заинтересованы в сохранении цен на том же уровне, а указанное нововведение только позволит увеличить их доходность, как за счет увеличения торговой наценки, так и за счет увеличения объема продаж.

    Главным последствием, на взгляд экспертов, должно стать развитие цивилизованного рынка подержанных автомобилей и, как следствие, улучшение качества продаваемых автомобилей и увеличение собираемости налогов в бюджет. Конечно, это будет происходить постепенно.