В нынешнем году депутаты рассмотрели и приняли немало законов, касающихся военной службы, социальной защиты военнослужащих, членов их семей и ветеранов.
Инициатором многих нововведений стал Комитет Государственной Думы по обороне. О том, как шла работа над этими документами, в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал председатель комитета Виктор Заварзин.
Российская газета: Виктор Михайлович, долгие годы офицеры, потерявшие здоровье в "горячих точках", пытаются добиться законного права на медицинскую реабилитацию. Дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки?
Виктор Заварзин: Сдвинулось. В Госдуме сейчас находится на рассмотрении соответствующий законопроект. Он создаст правовую основу для медико-психологической реабилитации офицеров, солдат и прапорщиков, выполнявших задачи в вооруженных конфликтах, а также несущих боевое дежурство на кораблях, подводных лодках, осуществляющих дальние полеты в составе экипажей самолетов.
Речь не только о представителях Вооруженных сил. По официальным данным, которыми я располагаю, в медицинской реабилитации ежегодно нуждаются более 20 000 человек. Из них не менее 10 000 служат в армии и на флоте, остальные сотрудники ФСБ, МВД и других силовых ведомств.
РГ: Законопроект, о котором вы сейчас говорили, носит явную социальную направленность.
Заварзин: По большому счету любой закон социален. Ведь он решает проблемы людей, устраняет несправедливость по отношению к ним. Взять, к примеру, наших военнослужащих, выполняющих задачи за пределами страны - в Армении, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Не так давно в Госдуме рассмотрен и принят в первом чтении законопроект, предусматривающий повышение оклада по воинской должности на 15 процентов этой категории военнослужащих. Подчеркну, что эти деньги планируется выплачивать не вместо каких-либо других повышений, а дополнительно к ним. Данный законопроект был разработан во исполнение указания президента страны.
Я считаю это серьезным достижением депутатов. Любой законопроект до рассмотрения проходит согласование в заинтересованных инстанциях. Повышение окладов данной категории военнослужащих пришлось серьезно обсуждать в министерстве обороны. Ведь дополнительные расходы, связанные с принятием документа, лягут на военный бюджет. В итоге удалось договориться, что на реализацию законопроекта ежегодно будут выделять около 300 миллионов рублей. Выплаты, как и положено, будут исчисляться с 1 января нынешнего года.
Надеюсь, этот законопроект Госдума примет во втором и третьем чтениях до конца весенней сессии.
РГ: Напомните, по каким военным законопроектам депутаты в этом году приняли окончательное решение?
Заварзин: Их много. В частности, по закону, дающему право на получение пенсии по случаю потери кормильца мужьям (вдовцам) погибших жен-военнослужащих. Документ распространяется на мужчин не моложе 55 лет, которые после гибели супруги не вступили в повторный брак.
Принятие этого закона обусловлено тем, что действующее законодательство предоставляло право на получение пенсии в случае потери кормильца лишь не вступившим в повторный брак вдовам военнослужащих, погибших вследствие военной травмы. Данной категории устанавливали пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо пенсию по случаю потери кормильца и социальную пенсию (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсию по случаю потери кормильца и пенсию за выслугу лет (по инвалидности).
Напомню, что в 2006 году на законодательном уровне было установлено, что мужья (вдовцы) погибших женщин-военнослужащих тоже имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, но при условии, что они заняты уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста.
Еще упомяну закон, конкретизирующий требования к страховым организациям и уточняющий порядок определения страховых сумм. Благодаря этому документу согласованы положения федерального закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих с положениями законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Это касается как определения состава денежного довольствия, учитываемого при исчислении страховых сумм, так и терминологии, применяемой в законах.
К примеру, с 1 января прошлого года институт прикомандирования военнослужащих был упразднен. Вместо этого появилась новая категория - военнослужащие, направленные не на воинские должности без приостановления им военной службы. Эти нововведения потребовали отражения в законе об обязательном государственном страховании.
РГ: Насколько я знаю, комитет работает над еще одним социально значимым законопроектом, касающимся пенсионного обеспечения жен военнослужащих?
Заварзин: Вы, наверное, имеете в виду включение в страховой стаж жене военнослужащего периодов совместного проживания. Этот вопрос мы не упускаем из виду. Он очень актуален для офицерских семей.
Я сам немало лет проходил военную службу в отдаленных гарнизонах и отлично помню, как трудно было устроиться на работу супруге. В воинской части на каждую должность врача, писаря, телефонистки по несколько претенденток. И в гражданское учреждение не пойдешь: гарнизон от райцентра в десятках километров. Как на работу добираться?
РГ: О несправедливости часто говорят военные пенсионеры. Размер их выплат по сравнению с былыми временами серьезно уменьшился, да и многие социальные льготы они потеряли.
Заварзин: Подготовлен законопроект, суть которого заключается в том, чтобы военные пенсионеры, имеющие страховой стаж не менее 5 лет, при достижении пенсионного возраста имели право на одновременное получение пенсии за выслугу лет (или пенсию по инвалидности) и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части).
Помимо военных пенсионеров, под эту категорию попадают пенсионеры из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов. Кроме того, в проекте закона определен порядок получения страховой доплаты для федеральных гражданских служащих.
Известно, что работающих военных пенсионеров сегодня в России около полумиллиона человек. По расчетам правительства, на установление страховой части трудовой пенсии военнослужащим в 2008 году из бюджета Пенсионного фонда дополнительно потребуется 5 миллиардов 260 тысяч рублей. В случае принятия закона его действие распространится на правоотношения, начиная с 1 января 2007 года, а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим - с 1 января 2008 года.