Спецкоры "РГ": как борются с коррупцией за рубежом

Борьбу с коррупционерами в Штатах возглавил директор ФБР.

Противодействие коррупции в американском обществе является одной из самых важных задач. Несколько лет назад президент Джордж Буш подписал закон, основная цель которого - борьба с так называемой корпоративной коррупцией, когда руководители компаний и фирм ради собственной выгоды наживаются на своих вкладчиках и акционерах.

Кстати, тогда не обошлось без скандала. Один из лидеров Демократической партии США Терри Маколиф предложил Бушу что называется начать с себя и представить на суд общественности данные расследования его деятельности в качестве крупного предпринимателя до вступления в президентскую должность.

Внешне американскому обывателю столкнуться с фактами коррупции практически невозможно. Сотрудник дорожной полиции никогда не согласится на оплату штрафа на месте, то есть себе в карман. Вопрос корреспондента "РГ" о возможности расплатиться подобным образом просто поставил в тупик нью-йоркского дорожного полисмена. Он действительно опешил и предупредил, что в реальной ситуации он мог бы арестовать подобного провокатора.

Однако не все полицейские столь добросовестны. Время от времени местные СМИ обрушиваются шквалом критики на представителей правоохранительных органов. Так, за последние годы были раоблачены и осуждены десятки "оборотней в погонах". Совершенные ими преступления, разнообразны - от "крышевания" массажных салонов с услугой платной любви до серьезных связей с наркомафией. Несмотря на то, что законодательство в США предусматривает весьма строгие наказания за деяния, подпадающие под понятие "коррупция", говорить о том, что американцы достигли серьезных успехов в борьбе с этим злом можно весьма условно. Поймать коррупционера - дело, конечно, непростое. Госслужащие в США, как и обычные граждане, ежегодно подают налоговую декларацию в соответствующие органы, но подловить именно того, кого надо, удается далеко не всегда. Практически все публично известные политики и бизнесмены остаются под прицелом СМИ, которые зачастую публикуют информацию о доходах этих людей.

Недавно телекомпания "Си-эн-эн" показала любопытный репортаж о лоббистах в США, профессиональной группе мастеров своего дела, имеющих связь с топ-представителями всех ветвей власти, в первую очередь законодателями - членами палаты представителей и сената. Оказалось, что число только зарегистрированных лоббистов в Вашингтоне перевалило за 40 тысяч, а это в свою очередь означает, что на каждого конгрессмена в среднем приходится по 77 лоббистов.

Пожалуй, самым компетентным источником информации о борьбе с коррупцией является Федеральное бюро расследований (ФБР). Именно на это ведомство возложена обязанность по чистке рядов среди как госслужащих, так и бизнесменов. Одно из последних выступлений директора ФБР Роберта Мюллера было посвящено коррупции. По его словам, ФБР ведет более двух с половиной тысяч расследований против чиновников, подозреваемых в коррупции. Это почти на 50 процентов больше, чем в 2003 году. "Только за последние два года мы добились осуждения более 1800 официальных лиц на федеральном уровне, в штатах и на местах", - заявил Мюллер. Конечно, сотрудникам ФБР помогают и свидетели коррупционных дел. По данным аудиторской компании "Эрнст энд Янг", почти 80 процентов опрошенных считают доносы эффективным орудием борьбы с коррупцией. Так, в прошлом году было осуждено почти 500 сотрудников, работавших в финансовых компаниях. Жертвами подобного пиара явились одни из самых известных в США компаний - "Морган Стэнли", "Креди Сюисс".

Справка "РГ"

В 2002 году конгрессмен Джеймс Трафикант был обвинен во взяточничестве на сумму свыше ста тысяч долларов, вымогательстве и уклонении от налогов. Приговорен к восьми годам тюремного заключения.

В 2005 году конгрессмен Рэндалл "Дюк" Каннингем был приговорен к 8 годам тюрьмы за оказание помощи небольшой оборонной фирме, прибыли которой заметно выросли. На суде были предъявлены доказательства в получении взяток свыше двух миллионов долларов.

В 2006 году лоббист Джек Абрамофф получил 6 лет тюрьмы. Он предлагал законодателям бесплатные международные турне, эксклюзивные билеты на спортивные матчи, абонементы в гольф-клубы и просто дары и денежные вознаграждения. Также он организовал несколько встреч с американским президентом Джорджем Бушем для главы Габона Омара Бонго за девять миллионов долларов.

Юрий Сайкин

Тель-авив

Шарон засветился

В коррупционном скандале "засветился" даже сын бывшего премьера Израиля Ариэля Шарона - Омри Шарон. Фото: АРЕсли верить индексу восприятия коррупции (ИВК), который ежегодно определяется в ходе опросов предпринимателей примерно в 150 странах мира, Израиль входит в тридцатку наиболее "чистых" по этому показателю стран.

Израиль не дотягивает до минимума коррупции, которыми отмечены такие страны, как Финляндия, Дания, Швеция, Исландия, Сингапур, но практически не отстает от США и Франции. Зато значительно опережает Италию, Чехию, Венгрию, Тайвань, Словакию, Грецию, Литву, Латвию и еще более сотни стран. Коррупция здесь воспринимается как угроза национальной безопасности. Поэтому особое внимание уделяется расследованию коррупционных преступлений в системе государственного администрирования. Тут активно функционирует добровольное объединение "Граждане за чистоту власти и социальную справедливость". Несмотря на то что коррупции в Израиле противостоят полиция, прокуратура и ведомство государственного контролера (аналог российской Счетной палаты), антикоррупционные расследования последних лет в высших эшелонах власти инициированы именно этим объединением.

"Дело о греческом острове" бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, крупные суммы, которые ежемесячно переводились на счета ныне покойного президента Эзера Вейцмана от имени "давнего французского друга", незаконное содействие подрядчику, оказанное за взятки бывшим депутатом парламента Шломо Беницри, стали предметом гласности после публикаций журналистских расследований Йоава Ицхака из этого объединения. Нынешние подозрения в получении взяток премьером Эхудом Ольмертом, которые расследует полиция, также раскрутил Йоав Ицхак.

К слову, уголовные дела, заведенные на некоторых израильских лидеров, завершаются тем, что их главные действующие лица оказываются за тюремной решеткой. Так, Омри Шарон, сын бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, за финансовые нарушения во время избирательной кампании отца по решению суда шесть месяцев проведет на тюремных нарах. На финишную прямую вышло и дело бывшего министра финансов Авраама Киршзона, укравшего миллионы шекелей. Бывший депутат от партии "Ликуд" Наоми Блюменталь была приговорена к восьми месяцам тюремного заключения и десяти месяцам условно за организацию ужина для группы руководителей "Ликуда". Этот "ужин" суд расценил как предвыборную взятку. Ожидают суда и бывшие руководители налогового управления страны Джеки Маца и Эйтан Роб, а также связанная с ними Шула Закен, до недавнего времени возглавлявшая канцелярию премьера Ольмерта.

Нельзя не сказать, что государство предоставляет чиновникам значительные социальные льготы и беспощадно наказывает их при обнаружении фактов взяточничества. Потому "низовая" коррупция в Израиле практически отсутствует. Но если чиновник оказывается замешанным в такого рода преступлении, то он практически навсегда лишается возможности работать в государственных структурах. Уличенный в коррупции с точки зрения морали рассматривается в Израиле, без преувеличения, как враг государства. Да и в частном секторе разоблаченному коррупционеру вряд ли найдется место.

Захар Гельман

Париж

Спецналог для богатого француза

Не поверите, но французы действительно искоренили взяточничество на дорогах. Французские автоинспекторы поборами не занимаются.

А вот в экономической сфере случаи коррупции встречаются. Вот, к примеру, группа высокопоставленных лиц из военных и правительственных кругов за солидное вознаграждение в виде комиссионных "пробила" поставку боевых кораблей Тайваню в обход закона. Дело попало в суд. Там и застряло на многие годы.

- Борьба с коррупцией насчитывает во Франции многие десятки лет, - рассказывает видный парижский адвокат, член адвокатской коллегии Жан-Пьер Массе. - Коррупция считается серьезным преступлением и как таковое строго наказывается. В конце 2007 года в стране принят новый закон о борьбе с коррупцией. Он существенно ужесточил наказания, предусмотренные антикоррупционными статьями Уголовного кодекса. Например, статья 433 пункт 1 в новой редакции предусматривает наказание в виде тюремного заключения до 10 лет и штрафа в 150 тысяч евро за попытку - прямо или косвенно - подкупить должностное лицо, наделенное государственной властью. При этом взяткой считается дорогой подарок и предложение или обещание "посодействовать" в решении какого-нибудь вопроса. А вот если взятку в любой форме взял судья или другой судебный работник, то ему грозит уже 15-летний тюремный срок, штраф размером 225 тысяч евро и лишение гражданских прав, то есть запрет на работу в государственной администрации и возможность быть избранным в парламент или местные органы власти.

Исправленные статьи Уголовного кодекса Франции подробно перечисляют разнообразные случаи коррупции и определяют наказание за нее. Вариантом коррупции считается, например, заключение делового контракта с нарушением закона или даже устройство на работу лица, у которого меньше прав, чем у другого соискателя того же рабочего места. Коррупция - не обязательно действие. Под это понятие во Франции подпадает и бездействие к выгоде того, кто дает взятку. А вот человек, сообщивший о факте коррупции "куда следует", берется властями под защиту от возможной мести или преследований в любой форме. В этом случае "мститель" рискует угодить за решетку.

С января 1993 года в стране действует Центральная служба по предупреждению коррупции при министерстве юстиции. Одна из ее главных задач - сделать "прозрачной" экономическую деятельность в стране. В эту службу стекается информация о выявленных случаях коррупции и принятых мерах по ее предупреждению, о фактах оказания давления с целью извлечения выгоды, незаконном получении прибыли, покушении на свободу и равенство конкурентов при распределении подрядов в общественном секторе.

Действенной профилактической мерой в пресечении коррупции считается "прозрачность" получения доходов. Французы ежегодно предоставляют в налоговое ведомство декларации, на основании которых начисляются налоги. В стране действует закон, обязывающий президента Франции, премьер-министра, министров и парламентариев при вступлении в должность предавать гласности не только свои доходы, но и размеры состояния. Если состояние превышает 750 тысяч евро, то с него взимается в зависимости от размеров специальный налог, который пополняет так называемый Фонд солидарности. Но не всем состоятельным французам это нравится.

Николай Паклин

Лондон

Клерки пали жертвой соблазна

Шейхи из Саудовской Аравии не устояли перед британскими фунтами.

Масштаб прегрешений правительственных чиновников Великобритании и размах ее коррупционных скандалов невелик. Слуги народа слывут в подавляющем большинстве неподкупными. По сравнению с теми странами, где взятки исчислялись сотнями миллионов долларов, Британия с ее немногочисленными случаями мздоимства масштаба нескольких сотен тысяч явно не входит в коррупционную премьер-лигу.

В небогатом списке британской коррупции особняком стоит разве что так и не раскрученное покуда до конца дело о возможном подкупе британской авиастроительной компанией BAE Systems крупных чинов Саудовской Аравии.

И однако же именно Британии выпала недавно сомнительная честь стать объектом беспрецедентного расследования со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), являющейся международным "наблюдателем" по делам, связанным со взятками и коррупцией. Детальному разбору было подвергнуто несоответствие законоположений Соединенного Королевства международным нормативам по борьбе с коррупцией и взяточничеством. В частности, от правительства Великобритании потребовали объяснений, почему после десяти лет обещаний в этой стране так и не был принят современный закон по борьбе с коррупцией. И в силу каких причин Британия так и не смогла предпринять успешных судебных действий в деле противодействия коррупции и взяточничеству.

Попадание в "штрафной батальон" по части несовершенного антикоррупционного законодательства оказалось для Британии тем более постыдным, что расследованию подобного рода ОЭСР подвергала до сих пор лишь три страны - Ирландию, Люксембург и Японию. В британскую прессу просочились сведения о том, что официальный Лондон попытался было надавить на ОЭСР, с тем чтобы эта организация отменила запланированный "допрос". Однако ОЭСР жестко настояла на своем.

Между тем закон о коррупции, по которому до последнего времени судили проштрафившихся британских чиновников и бизнесменов, был принят на Альбионе еще в позапрошлом столетии, в 1889 году. Акт о предотвращении коррупции был принят в 1906-м. И, в частности, именно старозаветность этих британских законов лукаво позволила по сей день оставаться в неприкосновенности фигурантам потенциально супергромкого дела о вероятном подкупе британскими оружейниками саудовских принцев. Оружейная сделка века на поставку в Саудовскую Аравию боевых самолетов на сумму в 40 миллиардов фунтов стерлингов (78,8 миллиарда долларов) была, как подозревают, "смазана" колоссального размера взятками. Эти взятки на протяжении десяти лет поступали на вашингтонские счета посольства Саудовской Аравии. Послом же в Вашингтоне служил на протяжении 20 лет сын министра обороны Саудовской Аравии - принц Бандар бин Султан.

По коридорам британского Уайт-холла потянуло было сквознячком коррупции. Однако расследование дела, за которое взялось Агентство по борьбе с серьезными экономическими преступлениями, было на полном скаку остановлено. Причиной закрытия следствия была выставлена угроза национальной безопасности Британии. "Полную ответственность" за это решение взял на себя Тони Блэр, заявивший, что отношения с Саудовской Аравией жизненно важны для страны.

Госдеп США заявил свой протест британскому Форин-офису в связи с прекращением дела, сославшись на то, что такое решение подрывает глобальные усилия по борьбе с коррупцией. Вопрос на сей счет последовал к британскому правительству и в ходе недавнего расследования со стороны ОЭСР.

Между тем, как заявил директор агентства Роберт Уордл, предпринять какие-либо правовые действия в отношении компании ВАЕ Systems было бы крайне непросто именно в силу устаревшего антикоррупционного законодательства Британии. Так, согласно положению действующего закона, обвинению потребовалось бы доказать, что чиновники Саудовской Аравии, подозреваемые в получении взяток, действовали без согласия короля своей страны. В мире современного бизнеса выставление короля в качестве решающего фактора сделок выглядит не иначе как смешно. Именно поэтому Уордл считает, что британский антикоррупционный закон нуждается в реформировании и должен быть приведен в соответствие с практикой современного международного бизнеса.

Раскритиковала ОЭСР Британию и за то, что борьбой со взяточничеством здесь занимается огромное число ведомств, однако ни одно из них не обладает достаточными средствами для того, чтобы бороться со взяточничеством международного масштаба или преследовать британские компании, дающие взятки иностранным госчиновникам. Зато в заслугу Британии отнесли успех принятого ею закона 2002 года "О средствах, заработанных преступным путем". Этот закон позволяет арестовывать имущество подозреваемых в подобного рода деяниях. Британию призывают активнее пользоваться этим законом, когда речь заходит о взяточничестве с участием иностранных чиновников или бизнесменов.

Ольга Дмитриева

Будапешт

Венгерскими яйцами по "Майкрософту"

С коррупцией в Венгрии борются по-разному. Иной раз не совсем обычно.

Так, совсем недавно главу компании "Майкрософт" Стива Баллмера во время его выступления в Будапештском экономическом университете неизвестный молодой человек забросал сырыми куриными яйцами. На рубашке у него было написано "Microsoft = коррупция".

Как потом выяснилось, нападавший был возмущен решением правительства Венгрии, недавно заключившим с "Майкрософт" соглашение о поставке программного обеспечения и открытии специальных курсов. По мнению нарушителя спокойствия, те условия, на которых был заключен контракт, хороши только для американской компании, но притесняют здоровую конкуренцию.

На самом деле коррупция в Венгрии - явление достаточно серьезное, чтобы с ним бороться куриными яйцами. Как и другие страны Восточной Европы, пережившие за последние 20 лет смену социально-политической формации, Венгрию не обошла стороной и эта проблема. Масштабная приватизация и небывалый передел госсобственности со всеми вытекающими проблемами - теневая экономика, организованная преступность, слабое финансирование органов полиции и правосудия - все эти факторы, каждый по-своему, питали и питают коррупцию на протяжении последних лет.

По мнению рядовых венгров, особенно коррумпированными "сословиями" в стране остаются политики, судьи, адвокаты, полиция, налоговые инспекторы, таможенники. Менее подвержены коррупции, считают респонденты, структуры президентской власти, Конституционный суд, армия. То есть те ветви власти, которые не имеют отношения к денежным потокам. Об этом говорится в недавнем исследовании "Коррупция в Венгрии", проведенном венгерским отделением международной организации "Транспэренси интернэшнл". Любопытно, что там же говорится, будто коррупция была и будет всегда, а потому борьба против нее должна быть направлена не на тотальное истребление подкупов, а на создание такой обстановки, которая бы им не благоприятствовала.

Пока же ситуация далека от идеальной. Венгерские эксперты бьют тревогу - ежегодно в стране раскрывается лишь один процент преступлений, связанных с проявлениями коррупции. В силу недостатков законодательства почти 40-50 процентов лиц, подозреваемых в злоупотреблении своим служебным положением и других формах коррупции, невозможно привлечь к ответственности.

Между тем

Несмотря на то что принятый недавно в стране закон о борьбе с коррупцией был отнесен к числу наиболее жестких в Европе, многие венгры считают и этот закон слишком мягким.

Федор Лукьянов

Подборку подготовил

Юрий Ершов