04.07.2008 08:05
    Поделиться

    Дмитрий Медведев дал интервью журналистам изданий стран "большой восьмерки"

    Накануне саммита G8 Дмитрий Медведев дал интервью журналистам изданий стран "большой восьмерки"

    Сегодня "РГ" публикует ответы президента на наиболее актуальные вопросы.

    О мировой экономике

    Начнем с того, что глобальная текущая экономическая ситуация никому понравиться не может. В прошлом году произошел финансовый кризис, возникла проблема денежной ликвидности. Кризис затронул положение ряда крупных игроков.

    В частности, в результате изменения политики ряда ведущих государств обострилась проблема инфляции, которая сегодня присутствует в повышенном объеме практически во всех экономиках, развитых экономиках планеты.

    Отсюда идеи, которые возникли в ряде государств, о том, чтобы постараться отрегулировать эту финансовую систему по-новому. Во-первых, она должна быть более справедливой. Она должна учитывать тот набор рисков, которые являются актуальными на сегодняшний день. Она должна учитывать негативный опыт, связанный с перегревом экономики: и мировой экономики в целом, и экономик других государств. Для этого нужно как минимум сформулировать эти предложения и начать переговоры о том, как эта система могла бы выглядеть. Сейчас подобные предложения готовятся рядом государств, в том числе и нами.

    Речь идет о том, чтобы при использовании части международной архитектуры финансовых отношений - и структурной части, и содержательной - все-таки постараться решить те проблемы, которые на сегодняшний день накопились, сделать эту систему более приспособленной к потребностям сегодняшнего дня, научиться управлять теми процессами, которые привели к очень серьезному обострению на глобальном рынке финансов. Это непростое дело, более того, естественно, это не означает слома всей той архитектуры, которая создавалась десятилетиями. Но то, что она должна быть усовершенствована, то, что она должна быть более современной, более защищенной от рисков, то, что она не должна страдать национальным финансово-экономическим эгоизмом, а должна все-таки быть более справедливой по отношению к другим государствам, это совершенно очевидно.

    О продолжении политики Владимира Путина

    Этот курс должен быть стабильным и сбалансированным, без каких-то причуд и изгибов. Поэтому о наших приоритетах на ближайшие, по сути, 15-20 лет мы заявили еще восемь лет назад, и с тех пор цели развития России не меняются.

    Мы хотим создать развитую страну с хорошей, сильной экономикой, с социальной сферой, которая устраивает наших людей, преодолеть бедность, коррупцию, выстроить дружеские отношения с нашими международными партнерами. Что же касается нюансов, акцентов, то они, конечно, меняются. Какие-то проблемы мы решаем достаточно успешно, а по каким-то мы не можем сдвинуться вперед. Таким образом, акценты и внутренней, и внешней политики, безусловно, будут меняться. Есть еще такое понятие, как стиль, но у каждого политика, у каждого президента свой стиль. В противном случае и люди бы не различались, и гражданам нашим было бы скучно. Но стилистические оттенки не должны подменять главного: работу над приоритетами, в реализации которых заинтересована наша страна.

    О коррупции

    Коррупция - это, очевидно, возможность использовать свое собственное монопольное положение для достижения, как правило, корыстных целей. Лицо имеет эксклюзив и использует это не в государственных интересах, а в личных, чтобы карманы набить. Поэтому всякого рода соревновательность, состязательность полезна. Почему мы достаточно жестко, может быть, не так, как нам бы хотелось, но все-таки достаточно жестко внедряем конкурсные процедуры в экономике? Именно потому, что когда есть выбор между несколькими вариантами, все-таки, очевидно, коррупционное решение не пройдет. Тоже можно манипулировать, мы знаем, и у нас это случается, и в других странах, но все-таки это уже "открытая поляна", это уже открытая схема.

    Об СНГ

    Я считаю, что у нас со всеми государствами СНГ есть дружественные и полноценные контакты. И очень хорошо, что сохраняется этот механизм, потому что после прекращения существования СССР ничего другого, что бы объединяло все практически республики бывшего Союза ССР, кроме прибалтийских, мы не создали. И СНГ нужно дорожить. Естественно, мы будем двигаться и в сторону других интеграционных возможностей, использовать другие интеграционные площадки, такие, как ЕврАзЭС, такие, как Единое экономическое пространство, будем развивать контакты в рамках ОДКБ.

    Что же касается поддержки тех или иных государств в отдельности, то, я считаю, что лучшей поддержкой демократии внутри любого государства является курс того правительства, которое стоит у власти. Демократия не может навязываться извне.

    О собственном либерализме

    Я никогда не пытался отклассифицировать себя под какую-то шкалу, потому что человек всегда гораздо более многообразен, чем тот лейбл, который на него обычно наклеивают. Другое дело, что вся совокупность поведения человека позволяет его характеризовать определенным образом, говорить, что он кто-то - этот человек консервативных убеждений, этот человек либеральных убеждений, этот человек просто социалист, еще кто-то радикал.

    С учетом того, что я молодой президент, мне бы не хотелось никаких оценок давать пока самому себе. Это вообще не мое дело. Но то, что у меня есть определенный набор базовых ценностей, которые для меня являются фундаментальными, это абсолютно точно. Как их характеризовать, это вопрос вкуса, но я всегда исходил из того, что должен соблюдаться приоритет законов и верховенство законов, принимаемых парламентом, по отношению к подзаконным актам; необходимо бороться с правовым пренебрежением, с правовым нигилизмом; экономика должна основываться на ценностях рынка, а право собственности подлежит безусловной защите. Права и свободы человека являются приоритетом любой государственной деятельности. А уж каким образом охарактеризовать такой ценностный набор, это ваше дело.

    О государстве

    Если говорить о государстве, то государство очень ценное изобретение человечества. И нельзя быть разумным человеком сегодня, отрицая ценности государственного механизма. Но недопустимы крайности. Государство, которое выродилось в диктатуру, - это та крайность, которая препятствует развитию человечества, душит свободы и зачастую уничтожает людей. Государство, которое саморазрушилось и, по сути, представляет аморфную массу, государство, которое не способно решать государственные задачи, столь же опасно, как и диктатура. Но, как известно, крайности смыкаются. В истории нашей страны были периоды, когда было и то и другое. И то и другое в разные периоды заканчивалось катастрофой. Во втором десятилетии ХХ века наше государство превратилось в пыль, и на его основе, по сути, возник диктаторский режим. Потом и соответствующая диктатура определенным образом завершилась. Она более плавно, естественно уходила из жизни, ослабевала, превращалась в другие государственные формы, но тем не менее она тоже в конце концов исчезла.

    Поэтому по своим убеждениям я, конечно, не сторонник этатизма, то есть превосходства государства над правом. Наоборот, я сторонник правового государства - государства, которое развивается в рамках цивилизованной, современной, демократической, правовой модели, а никак не наоборот.

    О работе президента России

    Могу вам честно сказать, легче (после избрания - "РГ") не стало точно, и у меня никаких иллюзий не было, что я, сев в кресло президента, смогу расслабиться и сказать: "Ну все, цель достигнута, я избран на высший государственный пост, пусть другие коллеги поработают, а я буду царствовать". Так невозможно рассуждать, это ерунда. У нас страна с огромным количеством проблем, с небогатым населением, страна, которая находится в быстроменяющемся глобальном мире, в котором существует значительное число угроз. Поэтому президент такого государства, как Россия, мощного государства, большого государства, ядерного государства, должен работать 24 часа в сутки, во всяком случае не может расслабиться ни в какой ситуации. И я это прекрасно осознавал, когда давал согласие на то, чтобы участвовать в избирательной кампании на то, чтобы баллотироваться на должность президента.

    Я последние годы работал в исполнительной власти и в президентской вертикали, конечно, дало мне колоссальный опыт, собственный опыт, который невозможно получить ни из книг, ни посоветовавшись с друзьями, с коллегами, даже с бывшими президентами. По сути, сегодня это та же самая работа. Но степень ответственности другая. И заключается эта степень ответственности в том числе и в том, что при принятии решений нет человека, который мог бы принять это решение за тебя. Есть люди, с которыми можно посоветоваться, с тем же Владимиром Путиным. Но в конечном счете решение придется принимать все равно тебе. И если это будет ошибочное решение, ты будешь отвечать сам. И вот это меняет всю поляну, меняет полностью представление о том, как ты должен работать.

    Полностью текст интервью опубликован на сайте www.kremlin.ru

    Поделиться