Прокуратура Карачевского района Брянской области передала в суд уголовное дело в отношении предпринимателя Алексея Дронякина. Полгода назад на его деревообрабатывающем предприятии произошла самая крупная за последние годы производственная трагедия. Она заставила по-новому взглянуть на проблему охраны труда в области.
Огонь вспыхнул в цехе, где производили деревянные двери, сразу после новогодних праздников. К пожару привело нарушение правил техники безопасности. Махнув рукой на общепринятые требования, молодой предприниматель Алексей Дронякин, купив в карачевской деревне Грибовы Дворы здание бывшей котельной сельского лесхоза, самовольно реконструировал его - слабый настил поделил переоборудованное помещение на два этажа. На первом лесопромышленник установил деревообрабатывающее оборудование, на втором - разместились лакокрасочный цех и подобие склада. На окна не забыл повесить "глухие" металлические решетки. Никаких эвакуационных выходов на предприятии, работавшем нелегально, предусмотрено не было. Это обстоятельство, собственно, и погубило людей, работавших на положении "крепостных". Но роптать или обращаться с жалобами в региональную инспекцию труда им не позволяли тяжелые условия жизни. Когда же в Грибовых Дворах произошло роковое самовозгорание отходов лакокрасочных изделий, из одиннадцати работников только семеро успели вовремя выбежать на улицу. Четыре человека, наглотавшись едкого дыма, потеряли сознание прямо в цехе. Три женщины, младшей из которых было всего 25 лет, по словам руководителя Фокинского межрайонного следственного отдела СК СУ при областной прокуратуре Виталия Криволапа, скончались "от токсического воздействия окиси углерода". Мужчину, три недели проведшего в больнице, спасли только благодаря мужеству других рабочих: они каким-то чудом вытащили его через зарешеченное окно.
Расследованием инцидента занимались все надзорные и контролирующие органы, а также районные власти. По словам заместителя главы администрации Карачевского района по промышленности Анатолия Белозерова, проведенные "по горячим следам" проверки позволили выявить, что только на пяти из трех десятков лесопилок и деревообрабатывающих предприятий более или менее соблюдались правила охраны труда и пожарной безопасности. Часть из них так же, как и цех Дронякина, работала незаконно. Как это стало возможно - об этом сейчас просто стараются не говорить.
- Максимальная прибыль, полученная любой ценой, - такова была единственная цель предпринимателя Дронякина, - считает начальник отдела Госпожнадзора по Карачевскому району Валерий Роговой. - О людях он думал в последнюю очередь: главным было - открыть свое дело "по-тихому" и как можно дольше проработать. Да и к нам намеренно не обращался за соответствующим разрешением.
Примечательно, что об очередном самоуправстве предпринимателя Дронякина надзорным органам стало известно только после трагедии. За год до того государственные структуры уже закрывали принадлежавшую ему лесопилку: там также нарушались требования по технике безопасности.
- К сожалению, нам не удалось вовремя получить тревожный сигнал, - признался корреспонденту "РГ" Валерий Роговой. - Хотя именно информация от людей позволила выявить в последнее время ряд нелегальных производств: лакокрасочные мастерские были открыты в пустующих комнатах карачевских общежитий.
- Теперь, когда взят курс на сокращение числа "контролеров", мы и вовсе не в силах нанести упреждающий удар, - сетует Белозеров. - Многие предприниматели просто отказываются нас пускать на свои предприятия. За нами остались лишь консультативные и пропагандистские полномочия.
Зато горький урок пошел на пользу карачевским чиновникам. "После того как к нам зачастили различные комиссии, мы срочно провели с руководителями предприятий обучающие семинары по технике безопасности, и кажется, они все поняли", - пояснил "РГ" и.о. главы администрации Карачевского района, руководитель аппарата Александр Сафонов.
- Жалко детей погибших. По сути, один ребенок оказался сиротой: Фонд социального страхования отказался признавать случившееся страховым случаем, так как с работниками не был заключен трудовой договор, - говорит специалист по труду отдела экономики и торговли администрации Карачевского района Николай Кудрявцев.
Старший помощник прокурора области Валентина Драгина сообщила, что предпринимателя Алексея Дронякина, находящегося сейчас под подпиской о невыезде, обвиняют в "нарушении правил техники безопасности и правил пожарной безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц". Он может отправиться в места не столь отдаленные на срок до 7 лет. Но тут как суд решит.
Михаил Самсонов, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области:
- Изменилось ли что-то в охране труда на сегодняшний день? Нет, ничего нового не появилось. Такие неприятные случаи, как в Карачевском районе, были, есть и, к сожалению, будут. На протяжении последних 14 лет, сколько существует инспекция труда, все соответствующие показатели находятся условно в норме. В 1975 году, когда я только начинал работать в этой сфере, на производстве погибли 125 человек, в 1994 году - 75, в прошлом - 26 человек. В первом полугодии этого года травмоопасных случаев на рабочих местах зафиксировано меньше, чем год назад. Правда, погибших - на одного больше.
В Брянской области насчитывается 49 тысяч частных предпринимателей и 20 тысяч малых и средних предприятий. При этом около 80 процентов деловых людей предпочитают не обращать внимания на правила безопасности труда. Проверить же каждого из них при общем штате инспекции в 20 человек мы сможем только раз в тридцать лет. Вдобавок наметился очередной перекос - взяли курс на резкое сокращение проверок: теперь планово мы будем иметь право приезжать к таким предпринимателям лишь раз в три года, а внепланово - только с разрешения прокурора, которому еще надо будет доказать обоснованность своих подозрений. Как это будет выглядеть на практике - мне сложно представить. Тем временем рабочие у большинства частников состоят на положении рабов и трудятся за копейки.
К сожалению, следить за соблюдением правил охраны труда можно только с помощью жестких методов. Это и мировой опыт подтверждает: в Америке достаточно получить звонок и установить тревожный факт - за первое нарушение работодателя штрафуют на 250 тысяч долларов, за второе - на 500 тысяч. Вот это, я понимаю, борются. А у нас в бизнес зачастую приходят люди, которые понятия не имеют о правилах охраны труда.