В Москве появятся 25 новых станций метро

Недавно городские власти утвердили названия сразу 25 будущих станций метро, которые начнут строить не раньше 2010 года.

Среди названий есть старинные, привычные для уха коренных москвичей, например: "Плющиха", "Шелепиха", "Волхонка"... Но есть и такие, как "Технопарк"... Как вам: "На "Технопарке" выходите"? Звучит не очень...

Интересно, кто и как придумывает новые названия московским станциям метро и улицам?

"Крокус-Сити" не прошел

Оказывается, есть Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям улиц, в которую входят писатели-краеведы, филологи, архитекторы, проектировщики, географы и историки... Все работают на общественных началах. Собирается комиссия по мере необходимости - примерно раз в два месяца. Это совещательный орган, выполняет в основном экспертные функции. С новыми названиями станций дело происходило так.

-"Метрогипротранс" предложил нам для обсуждения целый список названий станций, которые планируется построить в Москве, - рассказывает "РГ" член комиссии кандидат филологических наук Татьяна Соколова. - С большинством мы согласились. Потому что они не нарушают принципов, которыми должна руководствоваться комиссия согласно городскому закону от 1997 года "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы". Обычно названия даются по географии - с использованием имен соседних местностей, сел и деревень, крупных улиц, парков. Всем по душе, когда восстанавливаются древние названия, учитываются топографические признаки местности... Но бывают и споры. Например, нынешнюю "Плющиху" строители предлагали назвать "Смоленской". Это уже была бы третья одноименная станция! Люди же и так путаются в двух "Смоленских"...

В итоге на Калининской ветке закрепились в основном старые московские названия: "Кадашевская", "Волхонка", "Конюшковская", "Трехгорка"... Наши эксперты активно протестовали против наименования станции "Крокус-сити". По разным причинам: несклоняемая форма, звучит не очень благозвучно. А на этом месте когда-то стояла деревня Мякинино - старое московское название. Это имя мы и отстояли. А вот "Технопарк", как ни сопротивлялись, остался в списке.

Но последнее слово - за городскими властями. Окончательное название или переименование улиц, станций метро - их прерогатива.

Дело не в Войкове

Уже много лет и рядовые москвичи, и целые правозащитные организации требуют переименовать станцию метро "Войковская", чтобы имя человека, замешанного в убийстве царской семьи, исчезло с карты города. Казалось бы, почему не пойти навстречу горожанам?

- Этот вопрос не раз рассматривался на комиссии, - говорит Татьяна Соколова. - Но переименование связано с целым комплексом сопутствующих проблем. Ведь это название носит и район, и улица, и пять переулков... Там живут 4,5 тысячи человек, зарегистрировано 150 юридических адресов. Придется переделывать горы документации: менять паспорта, прописку - это огромные затраты времени, сил и, главное, - бюджетных средств. Понадобятся миллионы рублей!..

И, кстати, по закону города Москвы от 1997 года переименования теперь запрещены. Мы вправе называть только новые станции и новые улицы.

Тем не менее исключения бывают. Например, в 2005 году станция метро "Измайловский парк" стала "Партизанской". Но, как заверила Соколова, это произошло помимо комиссии. В правительство Москвы обратилась группа ветеранов с просьбой к 60-летию победы в Великой Отечественной войне дать это имя станции, оформление которой связано с партизанской тематикой. И правительство пошло навстречу.

Грузин не обидят

Москва строится, разрастается - и появляются новые улицы. В Северном округе - сразу несколько. В 2007 году они получили замечательные названия: Ходынский бульвар, проезд Березовой Рощи, улица Сухого - там находится КБ имени российского авиаконструктора. Последний раз комиссия обсуждала, как назвать одну из улиц в Щербинке. Все согласились с Захарьинскими Двориками - была здесь когда-то такая деревня. В поселке Некрасовка новую улицу без затей нарекли Некрасовской. Может, поселка и не будет, а улица сохранит в памяти эту фамилию.

Часто местные власти или общественные организации обращаются с просьбой увековечить фамилию заслуженного человека - так появилась улица Маршала Авиации Евгения Савицкого - отца космонавта Светланы Савицкой. А вот фамилия Кадырова на комиссии не звучала - решение принималось без экспертов.

Уже давно лежат в комиссии ходатайства от деятелей культуры: переименовать Большую Грузинскую в улицу Владимира Высоцкого. Но комиссия деликатно разъяснила ходокам: тут исторически была грузинская слобода - пусть она и останется. Москва столько лет потратила на восстановление исторических дореволюционных названий не затем, чтобы снова запутывать и историю, и географию.

Историческая справка

Предшественник нынешней городской межведомственной комиссии - консультативный орган из ученых и специалистов городских служб - появился в Москве еще в 1921 году. Тогда президиум Моссовета запретил городским районам самостоятельно менять названия улиц, поскольку возникает путаница и дублирование. Но президиум и сам немало напортачил, увлекшись увековечиванием имен деятелей революции: например, вместо Сенного переулка появился Ильичевский, вместо Калужской площади - Октябрьская...

В 60-х годах прошлого века новой комиссии при исполкоме Моссовета пришлось устранять названия-двойники, потому что в состав столицы влились подмосковные города и поселки: Бабушкин, Бирюлево, Давыдково, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, Чертаново, Ясенево и другие. Тогда в столице насчитывалось 800 одинаковых названий: 18 Центральных улиц, 11 Пушкинских.

Нынешний Закон города Москвы "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" принят в октябре 1997 года. Переименованиям, а точнее восстановлением исторических имен, которым увлеклись в перестроечные годы, пришел конец.

Названия 25 будущих станций на карте метрополитена:

  • на Таганско-Краснопресненской линии - "Жулебино";
  • на Краснопресненской - "Стадион "Спартак";
  • на Митинско-Строгинской - "Троице-Лыково", "Мякинино";
  • на Люблинско-Дмитровской - "Бутырская", "Фонвизинская", "Окружная", "Верхние Лихоборы";
  • на Бутовской линии - "Лесопарковая", "Битцевский парк";
  • на Замоскворецкой - "Технопарк";
  • на Калининской - "Новокосино", "Кадашевская", "Волхонка", "Плющиха", "Конюшковская", "Трехгорка", "Деловой центр";
  • на новой ветке от Международного делового центра до Савеловской - "Шелепиха", "Пресня", "Мневники", "Хорошевская", "Ходынское Поле", "Петровский Парк", "Нижняя Масловка".
Кстати

Сколько стоит дать улице имя?

Присвоение имени новой улице в Москве финансируется из разных источников: частично - строителями, частично - местной властью, по линии благоустройства... Но точно определить стоимость этого мероприятия официальные структуры затруднились.

Зато, например, власти венгерской деревни Ивад предлагают за определенную сумму увековечить имя любого желающего, использовав его в названии улиц. Тут подсчитали стоимость метра улицы - 100 тысяч форинтов (чуть больше 500 долларов). В итоге самая длинная деревенская улица (около 600 метров) здесь оценена свыше 311 тысяч долларов, а самая короткая - почти в 126 тысяч долларов. Правда, по законам Венгрии, улицы не могут носить имя живого человека. Так что слава придет только после кончины.

Попытались подсчитать стоимость переименования улицы и в Киеве. Вышло, что проспект (38 домов) "потянет" на 23 тысячи гривен (грубо - 8 тысяч долларов), а самая короткая улица (7 домов) - свыше 4 тысяч гривен (приблизительно 800 долларов).