Недавно городские власти утвердили названия сразу 25 будущих станций метро, которые начнут строить не раньше 2010 года.
Среди названий есть старинные, привычные для уха коренных москвичей, например: "Плющиха", "Шелепиха", "Волхонка"... Но есть и такие, как "Технопарк"... Как вам: "На "Технопарке" выходите"? Звучит не очень...
Интересно, кто и как придумывает новые названия московским станциям метро и улицам?
"Крокус-Сити" не прошел
Оказывается, есть Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям улиц, в которую входят писатели-краеведы, филологи, архитекторы, проектировщики, географы и историки... Все работают на общественных началах. Собирается комиссия по мере необходимости - примерно раз в два месяца. Это совещательный орган, выполняет в основном экспертные функции. С новыми названиями станций дело происходило так.
-"Метрогипротранс" предложил нам для обсуждения целый список названий станций, которые планируется построить в Москве, - рассказывает "РГ" член комиссии кандидат филологических наук Татьяна Соколова. - С большинством мы согласились. Потому что они не нарушают принципов, которыми должна руководствоваться комиссия согласно городскому закону от 1997 года "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы". Обычно названия даются по географии - с использованием имен соседних местностей, сел и деревень, крупных улиц, парков. Всем по душе, когда восстанавливаются древние названия, учитываются топографические признаки местности... Но бывают и споры. Например, нынешнюю "Плющиху" строители предлагали назвать "Смоленской". Это уже была бы третья одноименная станция! Люди же и так путаются в двух "Смоленских"...
В итоге на Калининской ветке закрепились в основном старые московские названия: "Кадашевская", "Волхонка", "Конюшковская", "Трехгорка"... Наши эксперты активно протестовали против наименования станции "Крокус-сити". По разным причинам: несклоняемая форма, звучит не очень благозвучно. А на этом месте когда-то стояла деревня Мякинино - старое московское название. Это имя мы и отстояли. А вот "Технопарк", как ни сопротивлялись, остался в списке.
Но последнее слово - за городскими властями. Окончательное название или переименование улиц, станций метро - их прерогатива.
Дело не в Войкове
Уже много лет и рядовые москвичи, и целые правозащитные организации требуют переименовать станцию метро "Войковская", чтобы имя человека, замешанного в убийстве царской семьи, исчезло с карты города. Казалось бы, почему не пойти навстречу горожанам?
- Этот вопрос не раз рассматривался на комиссии, - говорит Татьяна Соколова. - Но переименование связано с целым комплексом сопутствующих проблем. Ведь это название носит и район, и улица, и пять переулков... Там живут 4,5 тысячи человек, зарегистрировано 150 юридических адресов. Придется переделывать горы документации: менять паспорта, прописку - это огромные затраты времени, сил и, главное, - бюджетных средств. Понадобятся миллионы рублей!..
И, кстати, по закону города Москвы от 1997 года переименования теперь запрещены. Мы вправе называть только новые станции и новые улицы.
Тем не менее исключения бывают. Например, в 2005 году станция метро "Измайловский парк" стала "Партизанской". Но, как заверила Соколова, это произошло помимо комиссии. В правительство Москвы обратилась группа ветеранов с просьбой к 60-летию победы в Великой Отечественной войне дать это имя станции, оформление которой связано с партизанской тематикой. И правительство пошло навстречу.
Грузин не обидят
Москва строится, разрастается - и появляются новые улицы. В Северном округе - сразу несколько. В 2007 году они получили замечательные названия: Ходынский бульвар, проезд Березовой Рощи, улица Сухого - там находится КБ имени российского авиаконструктора. Последний раз комиссия обсуждала, как назвать одну из улиц в Щербинке. Все согласились с Захарьинскими Двориками - была здесь когда-то такая деревня. В поселке Некрасовка новую улицу без затей нарекли Некрасовской. Может, поселка и не будет, а улица сохранит в памяти эту фамилию.
Часто местные власти или общественные организации обращаются с просьбой увековечить фамилию заслуженного человека - так появилась улица Маршала Авиации Евгения Савицкого - отца космонавта Светланы Савицкой. А вот фамилия Кадырова на комиссии не звучала - решение принималось без экспертов.
Уже давно лежат в комиссии ходатайства от деятелей культуры: переименовать Большую Грузинскую в улицу Владимира Высоцкого. Но комиссия деликатно разъяснила ходокам: тут исторически была грузинская слобода - пусть она и останется. Москва столько лет потратила на восстановление исторических дореволюционных названий не затем, чтобы снова запутывать и историю, и географию.
Предшественник нынешней городской межведомственной комиссии - консультативный орган из ученых и специалистов городских служб - появился в Москве еще в 1921 году. Тогда президиум Моссовета запретил городским районам самостоятельно менять названия улиц, поскольку возникает путаница и дублирование. Но президиум и сам немало напортачил, увлекшись увековечиванием имен деятелей революции: например, вместо Сенного переулка появился Ильичевский, вместо Калужской площади - Октябрьская...
В 60-х годах прошлого века новой комиссии при исполкоме Моссовета пришлось устранять названия-двойники, потому что в состав столицы влились подмосковные города и поселки: Бабушкин, Бирюлево, Давыдково, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, Чертаново, Ясенево и другие. Тогда в столице насчитывалось 800 одинаковых названий: 18 Центральных улиц, 11 Пушкинских.
Нынешний Закон города Москвы "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" принят в октябре 1997 года. Переименованиям, а точнее восстановлением исторических имен, которым увлеклись в перестроечные годы, пришел конец.
Названия 25 будущих станций на карте метрополитена:
Сколько стоит дать улице имя?
Присвоение имени новой улице в Москве финансируется из разных источников: частично - строителями, частично - местной властью, по линии благоустройства... Но точно определить стоимость этого мероприятия официальные структуры затруднились.
Зато, например, власти венгерской деревни Ивад предлагают за определенную сумму увековечить имя любого желающего, использовав его в названии улиц. Тут подсчитали стоимость метра улицы - 100 тысяч форинтов (чуть больше 500 долларов). В итоге самая длинная деревенская улица (около 600 метров) здесь оценена свыше 311 тысяч долларов, а самая короткая - почти в 126 тысяч долларов. Правда, по законам Венгрии, улицы не могут носить имя живого человека. Так что слава придет только после кончины.
Попытались подсчитать стоимость переименования улицы и в Киеве. Вышло, что проспект (38 домов) "потянет" на 23 тысячи гривен (грубо - 8 тысяч долларов), а самая короткая улица (7 домов) - свыше 4 тысяч гривен (приблизительно 800 долларов).