Качество сибирских дорог оставляет желать лучшего

Вряд ли в Сибири можно найти автомобилиста, абсолютно довольного качеством дорог. Тем не менее очевидно, что федеральные и местные власти в последние два года взялись за них основательно. Насколько эффективна эта помощь и с какими проблемами сталкиваются дорожники, выясняли корреспонденты "РГ".

Омские дорожники второй год кряду с опаской поглядывают на календарь. Вроде бы без дела они не сидят - мегаполис на берегах Иртыша вновь должен получить миллиардный транш на капитальную реконструкцию центральных магистралей. Однако чиновники из Росавтодора взяли за правило тянуть с выделением денег. В прошлом году работы на четырех главных улицах Омска начались только 20 сентября. Немудрено, что их старт обернулся громадными пробками по всему городу, а финиш пришелся на ту пору, когда свежий асфальт приходилось укладывать вместе с первым снегом.

Неудивительно, что уже весной вскрылось немало недостатков. Подрядчики, скрепя сердце подписавшие четырехлетние паспорта качества, вновь принялись за работу.

- Мы насчитали 207 всевозможных дефектов, - сообщил "РГ" директор департамента городского хозяйства городской администрации Владимир Потапов. - Организациям, проводившим реконструкцию, пришлось устранять недоделки за свой счет, хотя не всегда они были виноваты. Брака избежать было фактически невозможно - сроки для выполнения работ оказались невероятно жесткими. И нам еще надо сказать спасибо природе - прошлая осень оказалась относительно теплой и сухой.

Увы, но в этом году ситуация рискует повториться. По данным из мэрии, в Москве подписали все необходимые бумаги на продолжение реконструкции еще 24 июня, однако финансирование опять опаздывает. Дорожникам ничего не остается, кроме как играть на опережение. По информации "РГ", уже 26 июля люди в спецовках начнут частично перекрывать движение на улице Орджоникидзе. Именно на эту магистраль, всегда финансировавшуюся по остаточному принципу, муниципалитет хочет потратить львиную долю федеральных денег. Обновленная дорога после значительного расширения должна стать полноценным дублером одной из основных трасс - Красного пути.

Помимо улицы Орджоникидзе, специалисты-дорожники намерены в этом году довести до ума обширный участок на улице 10 лет Октября.

Если смотреть на ситуацию глазами рядового автомобилиста, качество омских дорог заметно улучшилось. А если уж вспоминать события пятилетней давности, то положение и вовсе - небо и земля. Тогда с ямами на главных улицах боролись дедовским способом - закладывали их щебнем и кусками кирпича.

- Основные проблемы лично я теперь ощущаю зимой, - говорит водитель со стажем Юрий Усольцев. - Не хватает снегоуборочной техники. Чуть погода испортилась, и по отдельным улицам не проберешься и на внедорожнике. Что касается отремонтированных улиц, то не очень приятно ехать по обновленной улице Герцена. Местами полотно сильно напоминает стиральную доску. Водителей укачивает. За чертой Омска особых проблем нет. Что на Тюмень, что на Новосибирск дороги находятся в приличном состоянии.

Слова о качестве федеральных трасс подтверждаются цифрами. Как рассказал корреспонденту "РГ" директор омского филиала ФГУ "Сибуправтодор" Олег Галкин, только в 2008 году на ремонт дорог его организация уже потратила около полумиллиарда рублей. Более понятный эквивалент выглядит так: капитальному ремонту подверглись 27 километров дорожного полотна, чуть менее масштабные работы были проведены на участках общей протяженностью в 153 километра.

- Объемы финансовых вливаний постепенно увеличиваются, - говорит Галкин. - Сколько надо, чтобы наши трассы стали идеальными? Отвечу так, сейчас в каждый километр мы вкладываем примерно 250 тысяч рублей. Для идеала надо не менее миллиона.

Как известно, в центральных регионах России дорожники освоили новый способ добычи средств на свои нужды. Одна за другой появляются платные трассы. В Омской области, как выяснилось, эта практика не прижилась. Поток машин не слишком велик, двенадцать - пятнадцать тысяч единиц транспорта в сутки. Для сравнения - на перегруженной трассе "Дон" эти цифры выше в три-четыре раза. Помимо прочего, по законодательству параллельно платной трассе хорошего качества должна пролегать пусть плохонькая, но дорога-дублер. В Омске с дублерами - напряженка.

Кстати

В структуре мэрии появится новое подразделение - департамент дорожной деятельности и благоустройства. Ведомство займется содержанием, реконструкцией и ремонтом городских дорог. Новая структура должна помочь эффективнее управлять транспортными потоками, ликвидировать заторы на дорогах города, а также контролировать деятельность городских служб благоустройства. Соответствующее решение депутаты горсовета примут на ближайшем заседании.

А как у соседей

Новосибирск

Позитивные дорожные изменения в регионе очевидны. По данным Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области, в этом году потребности федеральных трасс профинансированы полностью, городские нормативы пока выполняются на 40-50 процентов.

Мнение "пользователей" сформулировал президент общественной организации автовладельцев Алексей Сухоруков:

- Изменения есть, но они коснулись только магистральных дорог. Все, что находится на некотором отдалении от них, нередко и дорогой назвать сложно. Практически все улицы и большинство внутриквартальных дорог - это кошмар для водителя. Примеров - масса: проезд Энергетиков, улицы Пирогова и Российская в Академгородке. Огромная колея и на Бердском шоссе.

Сейчас в Новосибирской области полным ходом идет проверка качества дорог, которую проводит управление Ростехнадзора. Нарушение стандартов обнаружено практически на каждом из проверенных объектов. Одним из самых распространенных является укладка полотна при температурах, недопустимых по строительным нормам. В результате под дорожным покрытием скапливается влага и при первом же похолодании происходит отслоение. Окончательные итоги проверки Ростехнадзор обещает огласить первого августа, и можно предположить, что утешительными они не окажутся.

Иркутск

В Иркутской области около 80 процентов автомобильных коммуникаций не соответствуют требованиям безопасности, поскольку находятся в неудовлетворительном состоянии. 4 тысячи километров - в аварийном. До сих пор в регионе без постоянного автомобильного сообщения остаются около 200 населенных пунктов.

На три статьи - содержание, ремонт и строительство дорог - из областного бюджета выделено в общей сложности менее 1,5 миллиарда рублей. Предполагается отремонтировать 6,2 километра дорог - почти в десять раз меньше, чем в предыдущие годы.

- Сегодня мы занимаемся в основном текущим ремонтом, хотя все дороги области нуждаются в капитальном. У нас с прошлого года остались незавершенные контракты на 285 миллионов рублей, сообщила корреспонденту "РГ" директор департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области Рита Низамова. - Надо изыскивать эти деньги, чтобы завершить работу и расплатиться с подрядчиками.

Зато на федеральные дороги в регионе в 2008 году выделено в пять раз больше средств, чем в прошлом - около 1,5 миллиарда рублей.