21.07.2008 03:00
Рубрика: ПДД

Есть ли жизнь на трассе

Как ее спасают за рубежом? Об этом рассказывают корреспонденты "РГ"

На днях во Франции опубликованы статистические данные, которые подтверждают: число жертв на дорогах продолжает сокращаться. По сравнению с предыдущим годом - еще на два процента.

Если семь лет назад в результате ДТП с жизнью во Франции распрощались 8160 человек, то в 2007-м - 4620. Как французам, еще в начале этого века считавшимся в Европе по этим показателям в лучшем случае "троешниками", удалось выбиться в явные "отличники"? Чтобы выяснить причины такого успеха, корреспондент "РГ" встретился с мадам Сесиль Пети, возглавляющей правительственный межминистерский комитет по дорожной безопасности.

- За пять лет, как мы подсчитали, нам удалось уберечь от гибели 11 тысяч человек и 130 тысяч от увечий, - в голосе мадам Пети явно сквозила гордость.

Российская газета: А с чего началась ваша борьба за жизнь на дорогах? Насколько мне известно, решение было принято в свое время в Елисейском дворце...

Сесиль Пети: Именно так. В 2002 году президент Жак Ширак заявил, что одним из приоритетов его второго срока будет дорожная безопасность. И уже на следующий год на магистралях, шоссе по всей Франции появились первые радары, которые в автоматическом режиме контролировали скорость автомобилей, а нарушителей фотографировали. После компьютерной обработки данных и установления личности любителей быстрой езды на их адрес стали поступать штрафы.

Но это не все. Во Франции каждый автомобилист имеет своего рода "водительский капитал" - 12 очков. Так вот, в зависимости от тяжести поступка лихачей лишали того или иного количества очков, а некоторые при потере всего капитала вообще оказывались без водительских прав. Параллельно были приняты более суровые, чем прежде, законы. В частности, в отношении тех, кто садится за руль в нетрезвом виде или после принятия наркотических средств. Одновременно с этим по всей стране была развернута кампания в средствах массовой информации, в ходе которой французам объяснялись причины такого курса на ужесточение репрессивных мер. Иначе было нельзя - нас бы не поняли.

РГ: Я знаю немало французов, которые эти "проверки на дорогах" с помощью радаров восприняли как посягательство на их личную свободу.

Пети: Это был необходимый шаг. Надо было исключить, скажем так, "человеческий фактор". Ведь раньше можно было попытаться уговорить полицейского, используя связи, перечеркнуть штраф под тем или иным предлогом. С введением сети обезличенных радаров это стало невозможно.

РГ: Штрафы высокие?

Пети: При небольшом превышении скорости, то есть в пределах 20 км/час выше разрешенной - это 45 евро, если вы оплатили штраф в двухнедельный срок. Не уложились по каким-то причинам - придется выложить 68 евро. Через полтора месяца нарушение будет стоить вам уже 140 евро. Превышение скорости свыше 50 км/час у нас считается "преступлением", и без суда уже не обойтись. Понятно, что штрафы здесь на порядок выше. Но только ими дело не обходится. Лихачу грозит тюремное заключение, правда, условное. Если же его действия привели к ДТП, то и вполне реальное.

РГ: Насколько я понимаю, скорость - это главная причина гибели людей на дорогах.

Пети: В результате долгих поисков мы пришли к выводу, что спасти людей от смерти и травм можно в первую очередь за счет строгого контроля за скоростным режимом. На втором месте оказался алкоголь, на третьем - ремень безопасности. Кстати, эффективность радаров была столь высока, что теперь скорость уже не главная причина ДТП с летальным исходом. Только благодаря радарам за минувшие пять лет мы добились снижения смертности на 75 процентов.

РГ: А зачем за пару сотен метров от места расположения радаров на обочине установлены знаки, предупреждающие о приближении к ним?

Пети: Не хотим устраивать людям ловушки. Предупреждая о радарах, мы ведем честную игру, и люди это нормально воспринимают. В противном случае нас могли бы обвинить в "охоте" за гражданами, а от этого недалеко и до беспорядков. Когда люди увидели, что число жертв на дорогах, в частности благодаря радарам, снизилось, люди стали по-другому к ним относиться. Это отнюдь не голословное заявление: каждые полгода мы проводим опросы общественного мнения, и они показывают, что большинство французов нас поддерживают. Правда, не будем забывать о том, что кроме стационарных радаров у нас есть еще мобильные - на полицейских машинах.

РГ: Как вы боретесь с алкогольной проблемой? Ведь во Франции, стране вин и коньяков, мало кто садится за стол, чтобы не пропустить стаканчик-другой.

Пети: Стаканчик-другой сухого вина - это не большая проблема. Во Франции ограничение на алкоголь, а это 0,5 промилле, как раз входит в рамки этой дозы. Главное, чтобы не было больше. Разобравшись более или менее со скоростью, мы теперь взялись за любителей заложить за воротник. Если бы все водители у нас соблюдали ограничение в 0,5 промилле, мы бы спасли еще 1271 человека - именно столько погибли по вине пьяниц в прошлом году. Недавно мы предложили ряд дополнительных мер в этой области в дополнение к тому, что уже было сделано.

РГ: А если конкретно?

Пети: Увеличили число контрольных проверок на дорогах. В прошлом году их было 12 миллионов, то есть почти каждый третий водитель с этим столкнулся хоть раз. В законе, принятом в 2003 году, санкции были ужесточены: содержание алкоголя в крови водителя в 0,8 промилле и выше стало расцениваться как "преступление" со всеми вытекающими последствиями. Суровые меры введены против выпивох-рецидивистов. Их машины теперь подлежат конфискации, чего не было раньше.

Путь американца

Текст: Юрий Сайкин

В 1895 году в США погиб первый автомобилист. В наше время ежегодно при авариях в Соединенных Штатах гибнет более 40 тысяч человек, а травмы получают более трех миллионов пассажиров.

Причем проведенные за последние 12 лет статистические исследования показали, что значительного успеха по снижению уровня транспортных происшествий со смертельным исходом не наблюдается. Так, если в 1996 году случилось 42 065 дорожных аварий, в результате которых погибли 32 437 людей, то в 2006 году при незначительном увеличении показателя "смертельных" ДТП - более 44 тысяч, количество потерянных жизней увеличилось и составило 42 642.

При этом более 60 процентов погибших в авариях не были пристегнуты ремнем безопасности. И это несмотря на то, что в США подобное нарушение закона карается штрафом в 100 долларов, а на городских дорогах повсеместно расставлены щиты с надписью "Пристегнись. Это закон".

Другой причиной "смертельных" ДТП, если верить анализу экспертов Национальной администрации безопасности дорожного движения, является недостаточно прочный корпус автомобиля. Поэтому благодаря государственному вмешательству к концу 2011 года все автомобили будут производиться с системой электронного контроля устойчивости на дороге. Как говорят чиновники, если это поможет спасти хоть несколько жизней, мера будет оправдана.

Кроме того, время от времени в СМИ появляются сообщения заводов-производителей об отзыве не только из продажи, но из эксплуатации своих четырехколесных детищ, потому что контролирующие органы признали их небезопасными. В США зачастую роль оценщиков автомобиля на безопасность играют независимые компании, финансируемые, правда, из федерального бюджета.

В США над проблемами безопасности на дорогах работают десятки тысячи людей, начиная с инструкторов в автошколах и заканчивая специальным федеральным ведомством - Национальной администрацией безопасности дорожного движения, ежегодный бюджет которой составляет более 850 миллионов долларов. На водителя же возложена обязанность по "пристегиванию" всех пассажиров, находящихся в автомобиле во время движения.

Каждый штат имеет свои собственные правила, положения которых иногда разительно отличаются друг от друга. Так, в некоторых штатах поворот на красный свет разрешен, а в других - нет. Примечательно, что пятница, как шутят американские полицейские, это день пьяных водителей. Поэтому значительная часть американцев после похода в бар накануне выходных пользуется услугами такси. Однако, согласно статистике, пик ДТП приходится на субботу, по всей видимости, водители переоценивают свои шансы трезво управлять автомобилем "после вчерашнего".

ДТП страшней терактов

В Израиле в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнет намного больше людей, чем в терактах. Только за первые пять месяцев 2008 года на дорогах Израиля погибли 205 человек. А за соответствующий период прошлого года смерть в ДТП нашли 194 израильтянина.

Получается, что тенденция снижения числа жертв ДТП, которая была характерна для здешних мест в последние пять лет, застопорилась и даже пошла вспять. За прошедший год выросло и число погибших на дорогах пешеходов - с 59 до 72.

Однако если учесть, что еще семь лет назад в те же первые пять месяцев года на дорогах Израиля погибли более 300 человек, то положительный сдвиг налицо. Израильские эксперты в области дорожного движения полагают, что в системе "человек - машина - дорога", которой, собственно, и определяется статистика ДТП, следует обращать внимание на все три составляющие.

Что касается человека, то в данном случае обычно имеют в виду тех, кто не считает себя обязанным всегда соблюдать правила дорожного и уличного движения. Разумеется, к такого рода нарушителям относятся и водители, и пешеходы. И тем не менее Моше Ротный, капитан дорожной полиции тель-авивского округа, в беседе с корреспондентом "РГ" обратил особое внимание на ответственность за безопасность движения именно водителей.

- Образно говоря, - сказал Ротный, - водителей автотранспортных средств, нарушающих правила дорожного движения, можно рассматривать одновременно как "вооруженных автомобилем" преступников, так и вероятную жертву - пешехода, переходящего улицу в неположенном месте и на красный свет.

По мнению капитана, нерадивые водители, пренебрегающие правилами движения, провоцируют ДТП. При этом Ротный делает довольно смелый вывод, полагая, что дорожная полиция защищает граждан от дураков, которые, оказавшись на дороге в автомобиле, считают себя свободными от исполнения законов. "Но правила дорожного движения, - говорит израильский "гаишник", - это и есть закон, и соблюдать эти правила должны все, независимо от состояния интеллекта".

В Израиле за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии водитель лишается прав как минимум на два года. Если же в течение года наказанный водитель вновь сядет за руль "под шофе", то может не только лишиться прав на четыре года, но и, в зависимости от обстоятельств дела, сесть в тюрьму. Уголовная ответственность установлена и за отказ пройти проверку на содержание алкоголя в крови.

Дорожная полиция строго карает водителей за превышение скорости, невзирая на лица. К примеру, четыре года назад тогдашний глава израильской полиции Моше Каради уволил за "лихачество" Давида Газа, занимавшего должность начальника одного из департаментов дорожной полиции.

С 12 мая 2006 года в Израиле вступил в силу закон, позволяющий полицейским в случае тяжких правонарушений изымать автомобили и переправлять их на платные государственные стоянки сроком до 30 дней. Оплачивать вынужденную парковку обязаны сами нарушители. В среднем один день пребывания автомобиля на такой стоянке обойдется нарушителю в 40 - 100 шекелей (15 - 30 долларов) в день. Более того, владельцу авто придется оплатить и буксировку своего "железного коня".

Любопытно, что нарушение правил дорожного движения - неплохой источник для государственной казны. Только благодаря штрафам за превышение скорости госбюджет Израиля пополнился в прошлом году на 116 миллионов шекелей.

Священники хотят быть исключением

Ежегодно на дорогах 10-миллионной Венгрии гибнет около 3000 человек. Среди стран Евросоюза это один из самых высоких показателей. Исходя из этого, с мая 2008 года власти Венгрии радикально повысили штрафы и наказания за нарушения ПДД.

По данным Евростата, в начале третьего тысячелетия на дорогах Европы в среднем случалось 1,3 миллиона дорожно-транспортных происшествий в год, в которых погибали 40 тысяч человек, а 1,7 миллиона граждан получали ранения и увечья. Средний возраст погибших и пострадавших в ДТП - 45 лет. Традиционно для экономически развитых стран ущерб подсчитывали в денежном эквиваленте - 160 миллиардов евро в год.

Было от чего призадуматься. Вот тогда-то объединенная Европа и пошла на серьезные меры: было принято стратегически важное решение: снизить в два раза показатели смертности на дорогах до 2010 года.

После принятия этого решения страны Евросоюза на законодательном уровне стали ужесточать наказания за нарушения безопасности дорожного движения, вводить наказания в виде лишения свободы за грубые нарушения ПДД. Одновременно серьезные деньги стали выделяться на строительство современных автострад и модернизацию дорожной инфраструктуры. Ежегодно только из общего бюджета ЕС на модернизацию инфраструктуры идет около полутора-двух миллиардов евро.

В Венгрии к моменту вступления в ЕС в 2004 году дорожная статистика тоже не радовала. Особенно портили показатели нетрезвые или заснувшие за рулем водители. Только за один 2005 год число дорожных происшествий, причиной которых стали водители, задремавшие за рулем, увеличилось в стране на 86 процентов. Статистика беспрецедентная.

Одним словом, терпению венгерских властей в отношении безобразий на дорогах пришел конец. С мая этого года вступили в силу новые, более жесткие правила наказания нарушителей правил дорожного движения. К примеру, если скорость будет превышена в жилых районах на 25-30 км/ч (максимальная скорость передвижения в населенных пунктах равна 50 км/ч), то нарушителю грозит штраф в размере 160 евро, а вот поездка по городу со скоростью 100 км/час облегчит ваш кошелек уже на 520 евро. Проехавшие на красный свет будут оштрафованы на 400 евро. Причем нарушители будут вынуждены оплатить не только штраф, но и расходы на мониторинг.

Одно из основных изменений венгерского законодательства призвано закрыть ту лазейку, которой раньше пользовались многие владельцы автомобилей. Скажем, радар на шоссе зафиксировал нарушение и номер машины, но полицейские не смогли идентифицировать человека, который сидел за рулем. Автовладельцы в таком случае делали в полиции заявление, что за рулем находился их близкий родственник, против которого в соответствии с законом они не обязаны давать показания и не обязаны даже называть его имя. Как правило, полиция ничего не могла сделать. Теперь облагать штрафом будут владельца машины или того, кто ее эксплуатирует, независимо от того, кто был в машине в момент нарушения.

По предварительным данным, которые сообщили "РГ" в будапештском управлении полиции, новые правила за первые два месяца действия уже улучшили дорожную статистику на 5-10 процентов. Правда, не обходится без курьезов. Так, венгерские священники попросили сделать для них исключение из "нулевого ограничения алкоголя" и разрешить им садиться за руль хотя бы с небольшой дозой алкоголя в крови.

Столь необычное требование венгерских отцов церкви объясняется довольно просто. Дело в том, что ежедневно во время мессы священники ритуально причащаются вином, которое для них символизирует кровь Иисуса Христа. Однако даже за этот минимум по новым правилам дорожная полиция имеет право забирать права. Так что служители церкви вскоре рискуют остаться без водительских прав.

В связи с этой ситуацией священники уже обратились в министерство юстиции Венгрии с просьбой ввести для священников специальные карточки, на которых будет отмечено, что "алкоголь, обнаруженный в крови водителя, был употреблен в соответствии со служебными обязанностями".

Один из священников Петер Ковач объясняет: "В нашем понимании во время святой мессы мы вообще не пьем вино. Меня обижает, даже когда говорят: священное вино. В действительности, это - кровь Христа. Такими являются постулаты моей веры уже две тысячи лет, со времен Тайной вечери". Но такие доводы не всегда убеждают полицию. По словам представителя дорожно-транспортной службы Эндре Комароми, сейчас "все в государстве знают - и общество, и власть строго наказывают подвыпивших водителей".

Пунктуальное вождение

Текст: Павел Голуб

Каждый понедельник Главное управление дорожного движения Испании (аналог российской ГИБДД) подводит итоги транспортных происшествий за истекшие выходные, а также за всю прошедшую неделю и выпускает официальный бюллетень. Заканчивается он обычно следующей фразой: число погибших за прошедшие дни на столько-то человек меньше, чем в аналогичный уик-энд прошлого года.

Несмотря на увеличивающееся количество машин на дорогах, испанским гаишникам уже несколько лет все же удается стабильно снижать количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. На просьбу "РГ" объяснить секрет такой успешной борьбы со смертностью на городских улицах и загородных трассах официальный представитель упомянутого управления Франсиско Альтосано заявил, что причина в организации системной борьбы за безопасность движения. И эту системность обеспечивает разработанный в 2004 году испанской полицией Стратегический план дорожной безопасности.

В соответствии с этим планом каждый обладатель водительских прав получает 12 условных пунктов. В случае нарушения правил дорожного движения, помимо штрафа, который в Испании может достигать 600 евро, полиция имеет право лишать водителя части этих пунктов. Вся информация хранится на центральном компьютере. За серьезные нарушения, которые, однако, не предусматривают лишения водителя прав (например, за разговор по мобильному телефону на загородной трассе или за пересечение двойной сплошной линии в городе), у водителя могут отобрать три пункта. Потеря последнего пункта автоматически означает лишение водительских прав.

Восстановить потерянные пункты можно, добровольно прослушав специальный курс для нарушителей ПДД. Это 12 часов теоретических занятий, после прохождения которых нарушителю автоматически восстанавливают четыре пункта. Посещать такие занятия любители могут раз в два года, профессионалы - ежегодно. Любопытно, что если у водителя не было ни одного нарушения два года подряд, то ему восстанавливают все 12 пунктов. А с 2009 года за вождение без нарушений в течение трех лет аккуратному водителю будут начисляться дополнительно еще два пункта.

Всего за прошедшие четыре года испанская полиция изъяла у водителей 4,3 миллиона пунктов, а 8363 человека направлены на теоретические курсы после лишения прав вследствие нарушения правил дорожного движения.

Сначала испанское общество с настороженностью восприняло введение пунктов для водителей. Многие считали это нарушением их гражданских прав. Однако жесткая мера очень быстро дала результаты: смертность на дорогах с 2004 года сократилась на 22 процента.

Кроме того, в полиции составлен общенациональный список "черных пунктов" - наиболее опасных участков дорог, на которых в год происходит три или больше аварий. Специалисты изучают причины возникновения "черных пунктов" и разрабатывают меры по их ликвидации. За четыре прошедших года в стране ликвидировано 498 таких опасных участков, а в ближайшие четыре года намечено убрать еще 776.