24.07.2008 03:08
    Поделиться

    Припарковать автомобиль в центре Новосибирска стало невозможно

    Нехватка автостоянок в Новосибирске, особенно в центре города, обострилась до чрезвычайности. Неправильно припаркованные автомобили эвакуируют на спецстоянки, но эта практика вызывает немало вопросов, прежде всего финансовых. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

    За чей счет?

    Июль принес городской власти очередную головную боль. Введение в силу изменений в Кодексе об административных правонарушениях обернулось необходимостью дополнительных бюджетных трат, которые не были предусмотрены изначально.

    Согласно новым положениям, плата за первые сутки хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке с владельца машины не взимается.

    Первые пять дней организация, занимающаяся эвакуацией автомобилей, продолжала работать за свой счет. Затем спецтехника на работу просто не вышла. Целую неделю автовладельцы могли парковаться, где им вздумается, не опасаясь эвакуаторов. В это время шли усиленные поиски решения проблемы финансирования.

    На заседании Совета по безопасности дорожного движения эту тему поднял начальник областной ГИБДД Сергей Штельмах. Вице-губернатор Василий Юрченко указал начальнику городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрею Ксензову, что город должен решить вопрос финансирования, хотя и согласился: не совсем правильно, что эвакуация нарушителя будет осуществляться, по сути, на средства налогоплательщиков. Цена вопроса, по оценке вице-губернатора, составляет 12 миллионов рублей в год.

    По данным ГИБДД, за неделю простоя эвакуаторов дорожная обстановка заметно осложнилась.

    - Эффективность работы упала, - констатировал начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД НСО Михаил Сафонов. - В центре эвакуаторы обычно наводили порядок. Без них стало больше заторов, сложных ситуаций на дорогах.

    Наконец, по обоюдной договоренности с ГИБДД эвакуаторы вернулись к работе, начав выполнять ее опять же за собственный счет.

    - Работаем себе в убыток, - посетовал в беседе с корреспондентом  "РГ" генеральный директор компании Алексей Шульженко. - Как долго это продлится, сказать не могу, но в мэрии обещают, что вопрос будет решен. 

    Обещание городские власти сдержали - вчера было подписано трехстороннее соглашение между ГИБДД, "СПАС-001" и новосибирской мэрией, согласно которому последняя берет на себя возмещение затрат на транспортировку на спецстоянку бесхозных или нарушающих правила парковки и затрудняющих движение автомобилей. Сейчас документ проходит стадию согласования.

    Кстати, стоимость эвакуации одной машины - 1 200 рублей, а в сутки обычно транспортируют на спецстоянку около двух десятков автомобилей.

    Строить нужно было позавчера

    Но нельзя не учитывать, что у этой проблемы есть и другая сторона - вечная нехватка парковочных мест. Отнюдь не все нарушители идут на вероятный конфликт с ГИБДД, умышленно создавая помехи движению. Нередко автовладелец просто не имеет возможности припарковаться в соответствии со всеми нормами. По данным изучавших эту проблему депутатов городского Совета, сегодня количество мест для парковок соответствует уровню автомобилизации 1989 года.

    Опережающий все прогнозы рост количества личных автомобилей и долгие годы игнорирования нужд автовладельцев привели к тому, что сегодня самыми традиционными местами для парковки стали первые полосы (а иногда и не только первые) дорог, городские дворы и газоны.

    То, что количества специализированных стоянок явно недостаточно, городские власти признают, обещая снять остроту проблемы в ближайшее время. По решению мэрии теперь ни один строительный проект не может получить "добро", если в нем не заложено достаточное количество парковочных мест. Объемы ввода подобных объектов растут довольно быстрыми темпами - так, в 2007 году в городе появилось в пять раз больше стоянок и парковок по сравнению с предыдущим годом. По словам главного архитектора Новосибирска Валерия Арбатского, в течение 2008-2009 годов в центральной части города планируется разместить несколько десятков современных стоянок.

    Автовладельцы относятся к этим заявлениям довольно скептически.

    - Еще два года назад мы предложили мэрии проект городской целевой программы "О модернизации гаражного фонда, мест парковок и автостоянок в городе Новосибирске", - говорит президент общественной организации автовладельцев "Свобода выбора" Алексей Сухоруков. - В то время мэрия ответила нам, что работа над такой программой преждевременна. Таким образом, в данное время она пожинает плоды собственного бездействия. Ситуация с парковками за последнее время не улучшилась. Автопарк растет, а застройщики по-прежнему стараются сэкономить на парковочных местах. Если не принять активных мер по модернизации парковок и автостоянок, совсем скоро проехать по многим улицам нашего города станет просто невозможно.

    Поскольку достаточного количества мест под наземные парковки в городе, и особенно в центре, просто нет, активно обсуждается возможность строительства многоуровневых наземных и подземных парковок. Но инвесторы не торопятся вкладывать средства в их строительство, так как они не слишком быстро окупаются. К тому же создание подземных парковок нередко ограничивают существующие линии коммуникаций. Готовых к воплощению масштабных проектов пока нет. Поэтому можно смело предположить, что в ближайшее время работы у эвакуаторов не убавится.

    Между тем
    Губернатор Новосибирской области утвердил тарифы на хранение на специализированной стоянке задержанных транспортных средств. Те из них, что относятся к категории "А", обойдутся своим владельцам в 13 рублей 10 копеек за один час. За транспортные средства категории "В" и категории "Д" массой менее 3,5 тонн придется заплатить 26 рублей 20 копее. За транспортные средства категории "Д" массой более 3,5 тонн, а также категорий "С" и "Е" - 52 рубля 40 копеек. Содержание негабаритных транспортных средств обойдется в 78 рублей 60 копеек в час. При этом плата за первые сутки хранения не взимается.

    А как у соседей

    Барнаул

    В краевом центре катастрофически не хватает парковок. Водители вынуждены ставить свои автомобили на пешеходные тротуары и зеленые газоны, нарушая правила безопасности движения и создавая пробки на дорогах.

    Ученые посчитали - дороги Барнаула способны вместить только 80 тысяч машин, но уже сегодня эта цифра превышена в несколько раз.  

    По заданию краевого ГИБДД, за счет средств края был разработан проект организации дорожного движения в центральной части города, который, кроме всего прочего, предусматривает увеличение ширины проезжей части проспекта Ленина до 11 метров. Проектировщики постарались максимально увеличить количество парковочных мест с учетом того, что Ленинский является в городе еще и одним из основных пешеходных проспектов. В этом году планируется произвести работы по его расширению, а в следующем будут сделаны парковки и полный ремонт асфальто-бетонного покрытия дороги с установкой светофоров. Обязательное условие ГИБДД - установить после реконструкции во всех парковочных карманах главной магистрали дополнительный информационный знак о способе парковки.
     
    - Строить многоярусные парковки, как в Новосибирске, мы не готовы, - уверен заместитель председателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству транспорту и связи администрации Барнаула Александр Дементьев. - Нужно "уходить" в землю, а там протянуты коммуникации. Возможность строительства многоярусных парковок, надземных и подземных переходов в принципе рассматривается, но в этом случае они должны быть фундаментальными. Одно могу точно сказать: строить подобные объекты за счет средств городского бюджета у нас сегодня возможности нет.

    Иркутск

    Автомобильные парковки относятся к обязательной городской инфраструктуре. Но их катастрофически не хватает.

    -- Особенно остра ситуация с местами для автомобилей в центральной части города, -- отмечает Андрей Красильников. - Здесь сложившаяся, не совсем удобная система улиц, сосредоточение офисов и торговых центров, а на территории вокруг - историческая застройка.

    По словам Александра Михайлова, профессора кафедры менеджмента на автомобильном транспорте Иркутского государственного технического университета, только на небольшой площади в 25-30 гектаров, в самом центре Иркутска, где сконцентрирована торговля, по нормативам необходимо 1 500 парковочных мест (по 5 на каждые 100 квадратных метров - Генплан от 1986 года). Сейчас, за неимением таковых, вдоль тротуаров в этом районе выстраивается 1500-1800 машин, сужая проезжую часть и неимоверно затрудняя движение.

    Утвержденный Генплан Иркутска подразумевает строительство подземных и наземных, одноуровневых и многоэтажных стоянок для машин, общей площадью свыше 125 тысяч квадратных метров. Примерная стоимость их возведения - около двух миллиардов рублей. Строить будут частные компании, и находиться они будут в частной собственности.

    Однако подавляющее большинство парковок будет либо входить в состав жилых комплексов, либо представлять собой многоуровневые гаражи, в которых место закрепляется за владельцем, купившим его.

    Ситуация с размещением осложняется, во-первых, отсутствием свободных площадей в исторической части Иркутска, а между тем машины могут "съесть" до 15 гектаров полезной городской площади. Вглубь строить в этом районе невозможно, и это - во-вторых, так как на большей его части грунтовые воды находятся на уровне трех-четырех метров.

    Омск

    Городские власти решили вынести на окраины около двадцати тысяч металлических гаражей. У автолюбителей осталось два выхода. Либо каждое утро ездить за машиной на другой конец города, либо парковать ее в собственном дворе. Большинство водителей выбрало второй вариант.

    Многоярусные гаражи, которые сегодня стали появляться во всех районах города, не в силах изменить ситуацию. Минимальная цена за место в "автонебоскребе" на улице Дмитриева - 250 тысяч рублей. А в некоторых автохранилищах стоимость капитального бокса доходит до миллиона.

    По оценкам проектировщиков, ни на одной центральной улице сегодня нет парковки, которая бы соответствовала всем правилам и нормам. По мнению специалистов, все вопросы, связанные с выделением площадок и их сооружением, должна контролировать городская администрация. Омскгражданпроект неоднократно предлагал создать в мэрии  отдел дорожного движения, который бы занимался строительством и эксплуатацией стоянок. Пока безрезультатно. А между тем количество автомобилей в регионе ежегодно увеличивается почти на десять процентов.

    Кемерово

    В столице Кузбасса разрабатывают программу по решению проблемы дефицита автостоянок. В микрорайонах, которые строятся сегодня, места для парковок и стоянок создаются с запасом - в расчете на то, что здесь будут оставлять свои средства передвижения жители близлежащих старых домов. Вдобавок, методом точечной застройки по всему городу планируется создать дополнительно около 40 тысяч автостояночных и парковочных мест. Это будут, прежде всего, многоэтажные (подземные и надземные) гаражные комплексы боксового и манежного типов.

    Есть и другой способ. Если жители многоквартирного дома создают товарищество собственников жилья, они получают право распоряжаться и своей дворовой территорией. И тогда, приняв решение на общем собрании членов ТСЖ, можно будет совершенно официально запретить всем посторонним гражданам оставлять их автомобили в конкретном дворе. Однако без существенных финансовых затрат и здесь не обойтись. Нужно асфальт положить, заборчик соорудить и шлагбаум поставить. Согласовать все это с кучей инстанций - от того же ГИБДД (там проверят - не намерены ли вы перекрыть доступ во двор машинам различных городских служб, пожарным и милиции) до городского управления архитектуры (вдруг заборчик в этом месте ухудшит облик города). В общем, переоборудование двора со всеми согласованиями обойдется домовладельцам в несколько миллионов рублей.

    Подготовили Вадим Кулешов, Екатерина Вострикова, Наталья Граф, Андрей Иванов

    Поделиться