25.07.2008 03:30
    Поделиться

    Первый зампрокурора Брянской области: Коррупция прорастает между строк несовершенных законов

    К теме коррупции "РГ" обращается в последнее время довольно часто. Немалый резонанс вызвала публикация "Закон на руку" от 9 июля. Речь шла об антикоррупционной комиссии, работа которой вызывает много вопросов. Сегодня мы продолжаем разговор о проблеме коррупции в регионе с первым заместителем прокурора области Александром Ступаком.

    Российская газета : Александр Алексеевич, борьба с коррупцией беспокоит все слои населения. Какая роль здесь отводится прокуратуре?

    Александр Ступак : На Брянщине в этом году в два с лишним раза больше установлено фактов превышения должностных полномочий. Фактов получения взяток - 77 против 58 за тот же период прошлого года, дачи взяток - 32 против 24. Но выявление подобных преступлений вряд ли даст желаемый результат, если не направить усилия на их профилактику. Правоохранительные органы и власти, местное самоуправление должны работать сообща. Прокуратура координирует взаимодействие правоохранительных органов.

    Прокуроры участвуют в работе представительных органов, коллегиях администраций, изучают проекты законов области и нормативных актов местного самоуправления, информируют их о состоянии законности. По нашей инициативе принят областной закон о противодействии коррупции. В нем предусмотрены меры предупреждения коррупциогенных факторов в правовых актах. Основная роль отводится комиссии по антикоррупционной экспертизе законопроектов, которая создана областной Думой. Поясню, что коррупциогенный фактор - это нормативное положение, которое прямо или косвенно допускает (провоцирует) коррупционные проявления. Это еще несостоявшиеся факты коррупции, как иногда неверно понимается.

    РГ : Но многие комиссии, как известно, "работают" лишь на бумаге. Не случайно некоторые читатели после прочтения публикации "Закон на руку" сделали такой вывод.

    Ступак : Вывод, возможно, и сделали. Но вынужден заметить, что в цитировании слов, взятых из информации прокуратуры в органы государственной власти области, речи о комиссии по борьбе с преступностью вообще не шло. Журналистам на тему коррупции, как и на любую другую, надо писать точнее и объективнее, ведь за любой проблемой стоят люди. Что же касается комиссии по антикоррупционной экспертизе законопроектов, то прошу обратить внимание, что в Брянской области, в числе немногих, принят и действует антикоррупционный закон. Трудности были в связи с отсутствием практики - она нарабатывается по крупицам, в том числе и комиссией по антикоррупционной экспертизе законопроектов. В результате появился ряд экспертных заключений на некоторые областные законопроекты.

    Следует отметить, что за последние два месяца активность комиссии возросла. В двух из четырех рассмотренных комиссией за эти два месяца проектах были выявлены коррупциогенные факторы. Экспертные заключения учитывались при дальнейшей доработке законов. Комитеты областной Думы, созданные ею рабочие группы, как правило, уже дают оценки законопроектов именно с позиции соответствия их нормам антикоррупционной борьбы. В то же время, учитывая незначительный период действия этого закона, пока можем говорить только о складывающейся практике его применения. Совместно с властями мы продолжаем искать пути решения возникающих вопросов. В частности, прокуратура предложила губернатору создать постоянно действующий аппарат антикоррупционной комиссии в рамках разрабатываемой администрацией областной соотвествующей программы.

    РГ : А что происходит на муниципальном уровне?

    Ступак : Проблемы есть. Их высветили проводимые органами прокуратуры области проверки муниципальных правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Власти проинформированы нами. Только в 2008 году мерами прокурорского реагирования нам удалось достичь исключения коррупциогенных факторов более чем из 100 нормативных правовых актов, 97 из которых - муниципальные. Большинство из них регулируют бюджетные правоотношения.

    Так, в Севском, Мглинском и других районах пытались использовать для финансирования тех или иных программ средства организаций и населения. Их многозначительно назвали "прочие источники". Но Бюджетным кодексом РФ установлен запрет на это. Если позволить органам местного самоуправления действовать по их усмотрению, то как раз и можно получить то, что называют коррупцией. Всего по мерам прокурорского реагирования в 2008 году изменения внесены в 25 муниципальных целевых программ. Чем можно объяснить такие просчеты со стороны органов местного самоуправления? Практика показывает, что чаще всего это элементарное незнание закона и упрощенный подход к подготовке правовых актов.

    В некоторых учреждениях с нарушением законодательства присваивались классные чины, замещались должности государственной службы

    РГ : Большое беспокойство у многих вызывают сейчас земельные сделки. Как оздоровить эту сферу?

    Ступак : Согласен, вопросов немало. Прокурорские проверки показали, что правовые акты, регулирующие земельные правоотношения и содержащие коррупциогенные факторы, принимались в Суражском районе области. Утвержденное райсоветом положение о порядке сдачи в аренду земельных участков не содержало перечня оснований для отказа. Хочу - предоставляю, а хочу - отказываю без объяснения причин. Такая вольница и может породить коррупцию. В Мглинском районе правила предоставления земельных участков гражданам для строительства предусматривали противоречащую федеральному законодательству процедуру. В частности, чиновники могли требовать необоснованно широкий перечень документов для выделения земель и выдачи разрешений на строительство.

    После вмешательства прокуратуры нарушения устранены. Прокуратура недавно принесла протест на распоряжение администрации Климовского района, утвердившее с превышением полномочий график плановых проверок торговых предприятий всех форм собственности. Применение этого распоряжения могло повлечь нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности. Протест удовлетворен, незаконное распоряжение отменено. Своевременное вмешательство прокуратуры позволило предупредить аналогичные нарушения в городе Стародубе.

    РГ : Существуют федеральный и областной законы о государственной гражданской службе. Насколько чиновники придерживаются его?

    Ступак : Практика надзора показывает, что в некоторых учреждениях с нарушением законодательства о государственной службе присваивались классные чины, замещались должности государственной службы, не исполнялись требования об обязательном представлении сведений об имуществе. В территориальном отделе по Почепскому району Управления Роснедвижимости на ответственной должности работал гражданин, имеющий непогашенную судимость за совершение двух преступлений, связанных с присвоением чужого имущества. После вмешательства прокуратуры его уволили.
    Нарушается законодательство о закупках товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд. Наиболее заметный случай выявлен в Севске. В рамках федеральной программы "Жилище" городская администрация организовала открытый конкурс на приобретение помещений для переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Средства для этого выделили федеральный, областной и местный бюджеты.

    По результатам конкурса был заключен муниципальный контракт с ООО "Агропромэнерго" о покупке семиквартирного жилого дома. Но оказалось, что поданная фирмой "Агропромэнерго" заявка не соответствовала требованиям конкурсной документации. Предложенный к продаже "жилой дом" на самом деле являлся бывшим административным зданием фирмы, реконструкцию которого не завершили. Но здание приобрели по предложенной 000 "Агропром- энерго" цене - 6 миллионов 868 тысяч рублей, хотя конкурсная документация определяла, что максимальная цена не должна была превысить 4 миллиона 54 тысячи рублей. Почему глава так поступил? Оказалось, что возглавляет ООО "Агропромэнерго" его сын, а сам глава администрации Севского городского поселения является единственным учредителем этого предприятия.

    В результате бюджет понес значительный ущерб, а граждане до сих пор ждут благоустроенное жилье. Постановлением прокурора области материалы проверки направили в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Взбуждено и расследуется уголовное дело. Кроме того, прокуратура области направила в арбитражный суд исковые заявления о признании недействительными размещения заказа и муниципального контракта, благодаря которому чиновники осуществили сомнительную сделку. По заявлениям прокуратуры суд запретил Севской городской администрации перечислять остаток средств в пользу ООО "Агропромэнерго" и не позволил распоряжаться спорным имуществом. Часть требований суд уже удовлетворил, другие рассматриваются.

    Я сделал акцент в основном на взаимодействии прокуратуры и органов власти, вопросах профилактики, но тема борьбы с коррупцией очень обширная. Мы готовы и впредь информировать читателей "Российской газеты" о своей работе.

    Поделиться