Испанские автомобили вместо парковщиков охраняют роботы
Все края проезжей части центральных улиц украшены цветными продольными или наклонными полосами: желтая запрещает стоянку и остановку, синяя разрешает поставить машину на стоянку не дольше, чем на два часа, а зеленая ограничит время парковки одним часом.
Попадаются и участки, обозначенные белыми полосами. Это бесплатная парковка - но она только для автомашин со знаком, обозначающим, что за рулем - инвалид.
Не платишь за стоянку после восьми вечера и до девяти утра. Еще бесплатно на улицах Мадрида можно ставить машины в субботу после обеда и все воскресенье. Отменяется плата за уличные парковки и на весь август. В остальное время парковка - только за деньги.
Повсюду в городе на тротуарах установлены автоматические паркометры, в которых можно купить талон на стоянку. На нем крупными цифрами обозначено время, когда вам надлежит машину забрать. Вдоль проезжей части регулярно патрулируют контролеры в желто-голубой форме, которые зорко следят за талоном под лобовым стеклом и без колебаний выписывают драконовские штрафы за превышение продолжительности оплаченной стоянки. Немедленно штрафуются и те, кто, не имея на то права, поставил свою машину на стоянку, зарезервированную для инвалидов.
Если запарковать машину на улице не удается, не беда - в городе прекрасно развита сеть подземных парковок. Под всеми основными площадями, под универмагами, гостиницами и многоэтажными офисными зданиями - по нескольку этажей подземных стоянок, которые в большинстве случаев открыты и для простых граждан. Надо только внимательно посмотреть по сторонам и найти указатель с большой белой букву "Р" на синем квадрате. В радиусе одного-двух кварталов вы почти наверняка найдете подходящий гараж.
Предприимчивые водители используют маленькие хитрости. Крупные универмаги, стремясь заманить покупателей, предоставляют им право бесплатной парковки на своей стоянке в течение первого часа-двух. Так, мадридские автовладельцы иной раз каждые два часа покидают свои офисы и выезжают-въезжают на такие стоянки. Но это все-таки удел наиболее веселых и находчивых.
Час хранения автомашины на мадридских подземных стоянках обычно обходится в один-два евро. Цена зависит от хозяина парковки. Если это муниципальное предприятие - тариф будет пониже, но вряд ли менее одного евро в час. А попали на стоянку при дорогой гостинице - готовьтесь раскрыть кошелек пошире, хотя часовая парковка вряд ли обойдется дороже трех евро.
В подавляющем большинстве случаев подземные стоянки полностью автоматизированы, и вы можете так и не увидеть ни одного служащего ни при въезде, ни при выезде. При въезде на подземную стоянку вы проходите автоматический контрольный пункт, где специальная видеокамера опознает ваш номерной знак. Автомат выдаст талон с номером вашей машины и отметкой о времени въезда и только затем откроет въезд. Перед выездом из гаража обычно надо оплатить стоянку в другом автомате, который по вашему въездному талону сам определит стоимость парковки, примет от вас банкноты и монеты, выдаст сдачу и другой талон на выезд, который затем вы вставите в специальный автомат-робот. Считав информацию об оплате, робот откроет перед вами шлагбаум и, пожелав доброй дороги, выпустит вас со стоянки.
Такие стоянки оборудованы системой видеонаблюдения, так что ваша машина находится под постоянным контролем. Если, придя на стоянку, вы обнаружите, что машину за время вашего отсутствия повредили, то скорее всего момент повреждения будет зафиксирован на камере, и дальше вам придется лишь обратиться в свою страховую компанию.