ОСАГО для новых легковушек подешевеет, а для грузовиков - подорожает
В два раза может подешеветь ОСАГО для владельцев новых машин. Министерство промышленности и торговли озаботилось проблемой старого автопарка и предлагает правительству откорректировать существующие тарифы на ОСАГО для разных категорий транспорта. Больше всех от инициатив ведомства выиграют владельцы новых автомобилей в возрасте до трех лет. А вот собственники грузовиков и автобусов старше десяти лет вред ли обрадуются инициативам министерства.
Согласно идее минпромторга для того чтобы российский автопарк заметно обновился, необходимо установить для автомобилей категорий "В", "С" и "D", с момента выпуска которых прошло не более трех лет, понижающий коэффициент 0,5, для этих же категорий машин в возрасте от трех до пяти лет - понижающий коэффициент 0,8. А вот для грузовиков и автобусов категории "С" и "D" старше десяти лет, наоборот, предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5.
В министерстве считают, что новые и более дорогие автомобили российского автопарка оснащены лучшей системой безопасности, чем старые, и если владельцев автомобилей стимулировать к обновлению своих машин, то проблем на дорогах станет меньше.
Эксперты и участники рынка не все согласны с данными утверждениями. С одной стороны, новые автомобили по сравнению со старыми действительно небезопасны, потому что в процессе эксплуатации автомобиля детали изнашиваются, и бороться с ними надо. С другой- позволить себе новый автомобиль сегодня может не каждый, и очень большая категория граждан как раз покупает автомобили старше пяти лет. Так, по данным департамента безопасности дорожного движения МВД России, автомобили старше пяти лет составляют сегодня более 80 процентов автомобильного парка страны, и в основном это транспортные средства отечественного производства. Поэтому от повышения страховых тарифов в первую очередь пострадают менее обеспеченные слои населения, которые не имеют возможности приобрести новые транспортные средства. Таким образом, преимущество от изменения тарифов получит обеспеченная часть населения, которая и так особо не страдает от ОСАГО, и стимулировать ее на покупки новых автомобилей не надо.
Страховщики к идее минпром торга отнеслись скептически, считая, что проблему надо решать с помощью увеличения транспортного налога, как это делается в большинстве стран. Кроме того, убытки страховщиков от инициатив минпромторга будут существенные. Правда, с этим утверждением тоже не все согласны, отмечая, что рост и обновление автопарка пока не оказали позитивного влияния на его возрастную структуру, 56 процентов всех транспортных средств в России старше 10 лет, на возрастной промежуток от 5 до 10 лет приходится 25,4 процента автопарка и только 18,6 процента составляет транспорт моложе пяти лет. Так что убытки могут быть и не такими уж существенными.
Эксперты Российского союза автостраховщиков уверены, что сегодня надо не понижать тарифы, а повышать. Потому что вопрос о повышении тарифов назрел уже давно. Страховать россиян в обязательном порядке автогражданскую ответственность заставили еще летом 2003 года. С тех пор прошло пять лет, количество автотранспорта и аварийность на дорогах России выросла в несколько раз, а тарифы на ОСАГО так и остались неизменными. При этом сумма за ремонт автомобилей с момента введения ОСАГО, по данным экспертов, увеличилась на 40-50 процентов. Все это в настоящее время привело к тому, что многие страховые компании терпят колоссальные убытки. В некоторых регионах страны убыточность составляет под 100 процентов.