Преподаватель русского языка и литературы средней школы N 2 кубанской станицы Медведовской Елена Белима стала одной из 10 тысяч учителей, выигравших президентский грант по нацпроекту "Образование".
- Всегда думала, что в конкурсе лучших учителей могут участвовать только педагоги-звезды, - призналась она. - Сейчас я и рада, и немного горда, и стесняюсь столь высокой оценки своего труда.
В этой школе Елена Владимировна работает вот уже четырнадцать лет. А до этого с мужем-военным покочевала по всей стране и не только. Новосибирск, Германия, Азербайджан, Абхазия... Работала в разных школах, когда и зарплату не платили, и нормального учебного оборудования не было.
- Сейчас в образовании впервые появились деньги, - делится преподаватель. - В классах современные компьютеры, интерактивные доски, электронные учебники, о чем мы раньше и мечтать не смели. И статус учителя меняется. Благодаря подушевому финансированию выросла зарплата. Но плохо, что по-прежнему в школе мало молодых учителей, а мужчин вообще практически нет. Вот когда молодежь пойдет, это будет индикатором улучшения ситуации.
Особенно волнуют ее проблемы с преподаванием своего предмета. Например, в 7-8-м классе оставили только два часа в неделю на литературу, и программу приходится попросту "гнать". И каким останется Пушкин в памяти детей после этого: "солнцем русской поэзии" или просто чуваком с бакенбардами, дружившим с Женькой Онегиным?
- У меня филологический класс, где в неделю дается три обязательных и один факультативный час на русский язык, - удивляется Елена Владимировна. - А в обычных классах стандарт - один час. Как можно нормально подготовить ребят к ЕГЭ? Отсюда и репетиторство. А вот с литературой совсем беда: она сводится почти к нулю, количество часов ежегодно сокращается. Тесты же по литературе вообще чистая формалистика.
Впрочем, к Единому госэкзамену по русскому Белима стала относиться лучше. По ее словам, он действительно позволяет детям из малообеспеченных семей, у которых нет возможности платить за высшее образование, поступить в вуз. Но вместе с тем на ЕГЭ творческие дети растворяются. Сочинение как жанр убрали, а часть "С" в тестах предполагает написание скорее псевдотворческой работы: определенные, жесткие схемы не дают никакого простора для личности. Хотя иногда искорки все же прорываются. А несомненный плюс ЕГЭ: со следующего года из двух стрессов - выпускных и вступительных экзаменов - останется один.
Еще одна головная боль учителей-русоведов - книжки с кратким изложением.
- Это вредительство в государственном масштабе, - возмущается Елена Белима. - Почему это никто не контролирует? Ведь дети так никогда не дойдут до первоисточника. Даже я, отобрав у ученика подобную книжку, пролистала ее и подумала: как удобно. Ребята стали гораздо меньше читать. Как бороться? Ответ один - делать все, чтобы тема "зацепила", чтобы захотелось узнать больше. На внеклассном чтении даю Каверина, Беляева, Алексина, Кассиля, Жюля Верна, на которых воспитывалась сама. И когда выпускники поступают в вузы с "моими" оценками по ЕГЭ, приходит ощущение маленького счастья.
На что потратит Елена Белима 100 тысяч "президентских" рублей?
- На исполнение заветного желания - поехать с мужем в Санкт-Петербург, "подышать его воздухом", - отвечает она. - А еще купить трехлетнему внуку диван в подарок.