29.07.2008 01:30
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Образы Высоцкого и Пугачевой подверглись коммерциализации и опошлению

    И на этот раз ТВ срифмовало случайно, но не бессмысленно два трудно сопоставимых события: очередную годовщину смерти Владимира Высоцкого и праздник рождения очередного поколения попсы - юрмальскую "Новую волну", которую в течение нескольких вечеров "гнала" по телеканалу "Россия" муза отечественного шоу-бизнеса Алла Пугачева.

    Высоцкий как бренд

    Двадцать восьмую годовщину кончины Владимира Высоцкого ТВ отметило повторами того, что было сделано в этом году к 70-летию со дня его рождения.

    На Первом мы увидели "Вечер памяти", что вел Владимир Познер, и документальный фильм "Я приду по ваши души" с синхронами Милоша Формана, Алексея Германа, Иосифа Бродского, Марии Розановой и еще нескольких известных мастеров культуры. Канал "Россия" повторил "Французский сон" российского "горлана главаря".

    Нечто оригинальное предложил своим зрителям телеканал НТВ - "Жены Высоцкого" - рассказ о трех "музах" поэта, с которыми тот состоял в законном браке.

    Это новый фильм, в котором ничего нового нет, если не считать оскорбительной и для Владимира, и для Влади скабрезности, которую позволил себе один из тех, кто, видимо, когда-то кружил вокруг Высоцкого. А канал ее пропустил. Потому что публика все еще не насытилась скандальными околичностями. Она все еще требует: "Давай подробности!"

    Сын Никита уже рассказал все, что знал, что запомнил. Из Влади тоже извлечено все сколько-нибудь пикантное. Людмила Абрамова в двадцать пятый раз рассказала, как они познакомились, как зарегистрировались, как разошлись...

    Отныне нет никакой надобности снимать новые синхроны; в следующий раз можно ограничиться перемонтажем тех же самых интервью.

    Что можно было бы посоветовать торговцам байками о Высоцком на будущее? Хорошо, думаю, пойдет документальный фильм под названием "Любовницы Высоцкого". Затем - "Незаконнорожденные дети Высоцкого". Затем насущно необходимо исследование "Лжелюбовницы Высоцкого", а также "Самозваные дети Высоцкого". Это все сладкие сюжеты для господина Малахова, особо охочего до исподнего знаменитостей.

    ...Фольклорная "высоцкиада" приближается к печальному финалу. При жизни он стал аудиолегендой. После смерти - телевизионным мифом. А теперь?.. Ходовым и расхожим брендом?..

    Все, что было у Высоцкого, все, что случилось в жизни Высоцкого, стало товаром. Его слава, его обожание, его болезни, страдания, комплексы, радости, надежды - все на продажу... Все подлежит распродаже, если не оптом, то в розницу, под флагом благодарной памяти к человеку, который когда-то для многих был светом в окошке.

    Так что: после тотальной мифологизации Владимира Высоцкого пришла пора его посмертной брендизации?..

    Вообще-то случай, надо признать, не уникальный. Такова участь едва ли не всех сколько-нибудь великих мифов. Здесь поражает активность и дотошность торговцев славным именем.

    Похоже, это - не случай, а закономерность, железный характер которой на этих же днях подтвердило то, как прошел в Юрмале конкурс "Новая волна", подлинной героиней которого стала Алла Пугачева.

    Отцы, матери и дети шоу-бизнеса

    В том, что касается международного конкурса молодых исполнителей, можно сказать: вокал победил клоунаду. Я имею в виду триумф грузинского дуэта Мариам и Рати, опередившего эксцентричных российскую девушку Ирис, юношу из Италии Алессандро, "Дядю Ваню" из Белоруссии, задорных "Заклепок" с Украины и прочих разных мастеров в основном англоязычного попа.

    Насколько справедливым оказалось решение музыкального жюри, состоящее из "сливок высшего общества", сказать не берусь. Я о другом: о телесериале "Новая волна", который шел со среды по понедельник.

    Его драматургия давно отлажена и, возможно, канонизирована навсегда. Всякий раз "новой волне" эстрадных звездочек предшествует старая волна мегазвед, разумеется, по российским меркам.

    У меня всегда было подозрение, что мероприятия, подобные конкурсам в Юрмале, в Сочи, а также все эти "фабрики" по штамповке новых звездочек, это для номенклатурной попсы такой благовидный повод лишний раз напомнить о себе, покрасоваться, попиариться...

    В самом деле, организаторы каждого такого шоу отдают значительную часть времени под ностальгические концерты вчерашних кумиров и идолов.

    Нынешняя Юрмала в этом отношении - нечто из ряда вон выходящее. Каждый вечер в порядке разогрева по концерту членов жюри - братьев Меладзе, Крутого, Николаева, Валерии, Вайкуле и прочих сливок музыкальной попсы. И как правило, концерты затягивались до полуночи, так что выступления конкурсантов могли видеть уже в основном те, кого не усыпили именитые мастера, и те, кто подвержен бессоннице.

    На сон грядущий бабушки, матери и отцы российского шоу-бизнеса пели нам следующее:

    "...Между нами города, мы с тобой громоотводы.

    Оглянуться не успеешь, я уже твоя.

    ...Мои глаза сказали да, ее глаза сказали нет...

    ...Ты была в промокшем платье, как хотел тебя обнять я".

    Старая волна, по крайней мере, для телезрителей поднялась высоко и поглотила "новую волну". Впечатление усугубила Алла Борисовна Пугачева, царившая в Юрмале и наводившая на грустные размышления.

    Женщина, о которой говорят

    В советское время родились два мифологических персонажа, не одобренных и не санкционированных властью, - Женщина, которая поет, как чувствует, и Мужчина, который пришел к нам прокричать о воле, срывая голос в кровь.

    Тогда советский гражданин за долгие годы своего житья-бытья на Руси в массовом порядке почувствовал на эмоциональном уровне, что такое быть свободным человеком.

    Затем оба мифа пережили советскую власть и существенные трансформации. И оба они в разной степени подверглись значительной коммерциализации и просто опошлению. И ни жизнь, ни смерть не сделали поблажки ни тому ни другому.

    О том, как опошляется миф о Высоцком, я уже сказал.

    В том, как мельчает, крошится, стирается в порошок мифологический ореол вокруг имени Пугачевой, можно было убедиться в минувшие вечера.

    Ее выступления, судя по всему, волновали широкую аудиторию много меньше, чем намеки на ее матримониальные отношения с Максимом Галкиным. Как совсем недавно в центре внимания общественности были сплетни о ее разборках с Филиппом Киркоровым.

    Тема мужей Аллы Пугачевой уже заслонила тему творческих исканий женщины, которая поет. Видимо, она предпочитает быть Женщиной, о которой говорят. Для чего нужны всего лишь информационные поводы.

    ***

    ...А Высоцкий - все еще живой, что дали почувствовать грузинские артисты, организовавшие свой вечер памяти барда. Они так спели и перепели его песни, что стало очевидно: он дал им волю и научил их быть свободными. Внутренне и душевно.

    Вечер был показан на канале "Культура".

    ЮРИЙ БОГОМОЛОВ

    ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

    Поделиться