Новости

05.08.2008 04:12
Рубрика: Власть

Вне зоны доступа

Экономическому развитию Воронежской области мешают правовые коллизии

Региональные власти пытаются создать зоны опережающего развития: промышленные, аграрные, туристские и транспортно-логистические. Однако реализация проекта тормозится из-за законодательных нестыковок.

По особому пути

Из названия Управления культуры и туризма Воронежской области скоро исчезнет слово "туризм". То же самое должно произойти и с управленческими полномочиями. Региональные власти, скорее всего, удовлетворят претензии прокуратуры, заявившей "ноту протеста" по поводу названия и функций структуры обладминистрации. По мнению надзорного органа, развивать туризм - прерогатива федеральных органов власти. Региональный закон о развитии туризма областная Дума уже отменила.

Перемена вряд ли скажется на самочувствии местной туриндустрии, поскольку и в лучшие времена она не была избалована вниманием областного руководства: дальше разговоров о необходимости создать "Воронежское золотое кольцо" дело не шло. Однако есть другая сфера деятельности, где спор о полномочиях может негативно сказаться на развитии региональной экономики.

Воронежские парламентарии побывали с дружественным визитом в Липецкой области: пообщались со своими коллегами и посетили особые экономические зоны регионального значения. Интерес у депутатов был отнюдь не праздным: проекты, которые успешно реализовали липчане, в Воронежской области пока даже запустить не удается. Речь идет об особых экономических зонах регионального значения, которых в Липецкой области пять - промышленно-производственного типа, туристско-рекреационного и агропромышленного. Их резиденты имеют право на преференции по налогам - имущественному, транспортному и на прибыль, а также на льготы по арендной плате.

По словам липецкого губернатора Олега Королева, зоны не случайно разместили в глубинке:

- Мы соблюдаем принцип комплексного развития территорий, - объясняет глава области. - Результат налицо: если раньше у нас 18 сельских районов были убыточными, то уже сегодня 11 - доноры, остальные станут таковыми в течение двух-трех лет именно благодаря региональным ОЭЗ.

Не ваше дело

Когда в Воронежской области только начали обсуждать строительство региональных зон, то в качестве одной из основных причин возможной пробуксовки проекта называли трудности с формированием земельных участков. Земли в регионе предостаточно (около 4,5 миллиона гектаров), но она находится в частной собственности и давно уже стала предметом спекуляций. Многие землевладельцы не используют участки: выжидают благоприятный момент для продажи. Чтобы исправить ситуацию, воронежские власти обратились в Госдуму с законодательной инициативой о внесении изменений в Земельный кодекс, суть которых - изымать (за определенную плату) гектары у неэффективных собственников.

Если региональные власти проведут к зоне опережающего развития газопровод или построят дорогу, это будет расценено как растрата бюджетных средств

Однако, несмотря на многочисленные сложности, "земельный вопрос" удалось решить: по словам руководителя регионального управления экономического развития Андрея Соболева, сформировано несколько участков под ОЭЗ. Гораздо сложнее оказалось устранить правовые коллизии. При разработке законопроекта о региональных ОЭЗ, которые в воронежском варианте названы зонами опережающего развития, свое мнение высказала прокуратура: создавать территории экономического благоприятствования - исключительно федеральные полномочия. По словам начальника отдела управления за соблюдением федерального законодательства облпрокуратуры Андрея Шумилина, в прошлом году Верховный суд признал закон Владимирской области о региональных зонах противоречащим федеральному законодательству.

Как утверждают разработчики ворронежского законопроекта, документ нужен не для того, чтобы предоставить резидентам зон налоговые преференции. Эти взаимоотношения бизнеса и власти регулируются региональным Законом "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", согласно которому на преференции могут рассчитывать проекты в сфере сельского хозяйства с вложениями не менее 50 миллионов рублей, производства пищевых продуктов - не менее 100 миллионов, строительства металлургических заводов - не менее 200. И так далее: у каждой отрасли - своя бюджетная планка.

Закон о зонах опережающего развития необходим для инфраструктурного обустройства территорий, которое происходит главным образом за бюджетный счет. Если сегодня региональные власти - в отсутствии правовых оснований - проведут к зоне газопровод или построят дорогу, это будет расценено как растрата бюджетных средств.

Зональная неприкосновенность

Чтобы привести законопроект в соответствие с федеральным законодательством, была создана согласительная комиссия из депутатов, сотрудников обладминистрации и прокуратуры. Появился компромиссный документ, который, по словам специалистов, так "усовершенствовали", что он потерял свой "особый экономический смысл". Поэтому на последнем заседании областной Думы законопроект приняли только в первом чтении, отложив второе до осени. И именно поэтому воронежские парламентарии поехали за передовым опытом к соседям.

Законодательные нестыковки существуют. Но если в Воронежской области они стали камнем преткновения, то в Ростовской, Московской и Липецкой региональные экономические зоны динамично развиваются.

В обладминистрации все-таки надеются на благоприятный исход дела, поэтому объявили конкурс на разработку экономического обоснования трех промышленных зон регионального уровня.

прямая речь

Олег Королев, губернатор Липецкой области:

- Опыт особых экономических зон был успешно применен после второй мировой войны в Южной Корее, Китае, Японии: к примеру, в последней сегодня - около 700 зон. А у нас - согласно Федеральному закону № 116 - на страну всего две особые промышленные экономические зоны ("Липецк" и "Алабуга"), тогда как только в одной Воронежской области их может быть с десяток. Поэтому регионы, в том числе и Липецкая область, пошли по пути создания особых экономических зон местного уровня. И, кстати, если сравнить работу федеральной и региональных зон, то в последних значительно меньше бюрократических проволочек.

Павел Путилин, председатель Липецкого областного совета депутатов:

- Нужно развивать парламентские связи между регионами. Сообща легче решать проблемы, в том числе - по развитию особых экономических зон регионального уровня. Если 30 процентов субъектов Федерации поддерживают ту или иную законодательную инициативу, то ее должны рассмотреть в Госдуме.

Владимир Ключников, спикер Воронежской областной думы:

- Главное - не предъявлять претензии, а делать дело. Нам необходимо развивать экономику Воронежской области, у которой есть серьезное конкурентное преимущество - научный потенциал.

P.S.

На запрос региональных властей о полномочиях в развитии туриндустрии получен ответ из Ростуризма: "Системный анализ статей Конституции РФ, а также Федерального закона "Об основах туристской деятельности" свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять отдельные функции и полномочия в области регулирования туристской деятельности". К этим полномочиям, в частности, относятся нормативно-правовое регулирование в сфере туризма и создание благоприятных условий для его развития, разработка и реализация соответствующих региональных программ, информационное обеспечение туризма.

Власть Работа власти Госуправление Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж