07.08.2008 03:30
    Поделиться

    Брянский инвестор не остановил процесс разорения своих сельхозпредприятий

    Инвестор не остановил процесс разорения своих сельхозпредприятий

    Некогда крепкие колхозы сегодня лежат на боку. Новые хозяева сельхозпредприятий кардинальных мер по их спасению не предпринимают. Почему так происходит, корреспондент "РГ" решил выяснить на примере окраинного Суземского района.

    Жители села Алешковичи уже не раз пытались вызвать на откровенный разговор столичного предпринимателя Андрея Николаева. Хозяин нескольких сельхозпредприятий, маслосырозавода, ресторана и магазинов на контакт с недовольными селянами идет крайне неохотно. Да и что он может им сказать, если расположенный в Алешковичах СПК "Светлый луч" больше напоминает темное царство. Не видно ни производственной базы, ни будущего.

    У края финансовой ямы балансируют и другие принадлежащие Николаеву 18 предприятий и организаций, расположенных на территории граничащего с Украиной Суземского района. Все они, как прозвучало на очередном заседании региональной комиссии по изучению состояния налоговой базы Брянской области и собираемости платежей, "испытывают трудности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". В качестве примера муниципальные чиновники привели агропромышленный кооператив "Суземский". С начала текущего года на предприятии задолженность по налогам и сборам выросла на 386 тысяч рублей. В результате целому ряду ведомств  настоятельно рекомендовали провести на предприятиях московского бизнесмена соответствующие проверки.

    - Меня просто давят, - заявил корреспонденту "РГ" Андрей Николаев, которому принадлежит порядка 75 процентов дойного стада и посевных площадей Суземского района. - Хотят, наверное, чтобы я отсюда уехал, так как чужак здесь.

    В брянской глубинке он появился четыре года назад. Сначала в сопровождении компаньонов, но потом остался один (супруга, за которой числится часть активов, не в счет).
    - Тогдашние власти помогли Николаеву приобрести на льготных условиях недостающий скот, но постепенно все, кто с ним начинал, вернулись в Москву, - рассказывает Алла Шпиленок, депутат Совета Холмечского поселения Суземского района.

    Из-за того, что руководители все продают, от большинства хозяйств района уже камня на камне не осталось

    - Хозяин предприятий, не обращая ни на кого внимания, перестал платить зарплату, начал племенной скот резать - только в этом году 300 коров и телят, а это пятая часть всего районного поголовья, - говорит журналист местной районной газеты Валентина Верховодова. - Вдобавок снял изгороди с не принадлежавших ему тракторных станов, увез частями бетонные плиты, служившие подъездом к молочно-товарным фермам, и даже водонапорную башню срезал. Благополучно все перепродает. Хотя поначалу дела у него шли хорошо: так, сырозавод получал на различных смотрах премии, выпускал десятки видов продукции. Теперь от него одно здание осталось.

    - Я нормально работал, пока нынешний глава района не начал мешать - перестал, в частности, подписывать необходимые для ведения хозяйственной деятельности бумаги, - настаивает Николаев. - Чуть ли не ежедневно организует в отношении меня проверки. Так работать невозможно.

    Скот, если верить Николаеву, он тоже не просто так режет. Под нож пошли лишь те буренки, у которых "потенциально опасный для людей вирус лейкоза".

    Между тем у главы администрации Суземского района Василия Ишуткина свое видение проблемы:

    - Николаев так бы себя не вел, если бы не оказываемая ему со стороны силовиков и прокуратуры незримая поддержка.

    Начальник ОВД по Суземскому муниципальному округу Юрий Докучаев признается, что порядком устал от всей этой истории. За последние месяцы в районный отдел милиции с жалобами на Николаева поступило уже свыше 20 заявлений: из администрации, службы судебных приставов, конкурсного управляющего и от простых граждан. По всем обращениям проведены проверки, но "фактов совершения преступлений не выявлено". Вместе с тем, по информации из районного отдела ветслужбы, Николаев неоднократно привлекался к административной ответственности за вывоз скота из района без документов.

    - Три месяца назад мы запретили Николаеву вывозить бетонные плиты, но круглосуточную охрану представить к нему не можем, - разводит руками главный суземский милиционер. - Похожая ситуация - в большинстве хозяйств района: из-за того, что их руководители все продают, от них уже камня на камне не осталось. Мы неоднократно требовали от администрации района предпринять ответные меры. Но там упорно ссылаются на отсутствие средств.

    - Властям надо задуматься о сложившейся негативной ситуации и начать процедуру по переводу в муниципальную собственность формально бесхозного имущества, а не прикрываться бездействием правоохранительных органов, - считает прокурор Суземского района Виталий Маркин. - Имущество сельхозпредприятий растаскивают с 2004 года, но почему-то только сейчас на это стали обращать внимание.

    Пока продолжается пикировка между чиновниками и представителями правоохранительных органов, оставшиеся на бобах селяне сами ищут выход из непростой ситуации. По словам главы сельского поселения Алешковичи Галины Петрушиной, люди заключили договор с одним местным фермером, который пообещал в обмен на земельные паи выдавать по 500 килограммов зерна или его денежный эквивалент: "Надеемся, что не подведет".

    Комментарий

    Александр Касацкий, вице-губернатор Брянской области:

    - Андрей Николаев - один из тех, кого принято называть "инвесторами первой волны": они пришли в 2003 году, когда мы всем без исключения были рады. Ему отдали в безвозмездное пользование несколько хозяйств и маслосырозавод, на которые он потом оформил право собственности. Вначале у него все получалось, а затем человек охладел к этому бизнесу. Намеревался даже продать дойное стадо, что недопустимо. Но если у таких инвесторов что-то не получилось, нельзя и народ держать в подвешенном состоянии. На этом примере надо учиться отслеживать, что за инвесторы идут к нам в глубинку.

    Поделиться