Кубань: Как утилизировать старый автомобиль

40 тысяч автомобилей в год заканчивают свой пробег на Кубани. Целое кладбище металла. Но как отправить туда четырехколесного друга, отслужившего свой срок?

Несколько лет я наблюдала удивительную картину - в соседнем дворе синий "Москвич-407" стоял привязанным, как старая лошадь, длинным металлическим тросом к балкону второго этажа хрущовки. Автомобиль, видно, был так дорог владельцу, что он мог с ним расстаться только вместе с балконом. Его хозяин-пенсионер частенько копался под "брюхом" ветерана отечественного автопрома, потом какое-то время машина стояла без колес. А затем на его месте появился новый "конь"... "Москвич-408".

Правда, сейчас такие ретромодели практически невозможно увидеть на улицах Краснодара, разве что в глубинке региона. Улицы же кубанской столицы скорее напоминают парад новинок всех мастей из ведущих "конюшен" мировых держав автомобилестроения.

В настоящее время Краснодарский край по общему количеству автотранспорта находится на четвертом месте, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Московской области. Кстати, Санкт-Петербург вытеснил наш регион с третьего места буквально в последние три года. Сегодня в активе Кубани более одного миллиона 650 транспортных средств. В личной же собственности граждан находится без малого полтора миллиона автомобилей и мототехники. Статистика утверждает: с каждым годом их становится как минимум на 50 тысяч больше.

- В 2003 году был введен транспортный налог - и резко увеличилось количество обращений в подразделения ГИБДД собственников транспортных средств с тем, чтобы снять их с учета в связи с утилизацией, - рассказывает начальник отдела регистрационной работы управления ГИБДД по Краснодарскому краю Иван Загребельный. - За семь месяцев текущего года подразделениями ГИБДД снято с учета 26 тысяч единиц транспорта, а ежегодно - примерно около 40 тысяч единиц.

Конечно, Краснодару трудно сравниться с Москвой, где брошенные автомобили стали для властей и жителей города серьезной проблемой: в столице России ежегодно прекращают свой путь более 100 тысяч машин, и цифры эти, по прогнозам, будут только расти. Но и в Краснодаре сегодня брошенный во дворе или на обочине дороги автомобиль уже не редкость. По забавному стечению обстоятельств, прямо напротив управления ГИБДД края не первый год отчетливо виднеются проросшие травой бренные останки сразу двух "ушедших на покой" легковушек.

- Я вот тоже не представляю, что делать со своей "копейкой". Она у меня уже год стоит под окном, вся проржавела, шутка ли сказать, больше 20 лет отбегала, надежная была машина, - нежно похлопывает своего железного друга 70-летний краснодарец Иван Нестеренко. - Отвез бы ее в металлолом, хоть и жалко, как к человеку прикипел, да не знаю как. Дети-то далеко живут, помочь некому.

По словам Загребельного, одна из проблем последних лет - утилизация транспортных средств умерших граждан, близкие которых отказываются от такого наследства. И это понятно: кому нужен сегодня старый "Запорожец" или "Москвич", тем более что вступить во владение им стоит дороже самого автомобиля. Вот и становятся они объектом игр для детворы.

Сколько таких "памятников" нашему автопрому стоит по всему городу, подсчитать невозможно, а если учесть тот факт, что в крае 60 процентов отечественных авто старше 10 лет, то количество их будет только расти.

Комментарий

Наталья Конарева, специалист отдела по благоустройству и санитарии департамента городского хозяйства администрации Краснодара:

- И у меня во дворе стоит брошенный автомобиль. Но проблему утилизации транспорта стали поднимать средства массовой информации, а вовсе не горожане. Ни одного обращения по этому поводу от жителей города в администрацию еще не было. Краснодарцам проще сдать негодный автомобиль в металлолом, чтобы получить хоть какие-то деньги. А прежде, чем сдать в металлолом, люди стараются снять все самое ценное, что на машине осталось.

К нам из Прикубанского округа с улицы Яна Полуяна поступил как-то сигнал, что во дворе жилого кубика скопились три брошенных автомобиля. Когда соответствующие службы в администрации округа стали разбираться и собрались их увозить, сразу обнаружились хозяева: "Она у нас старая и ржавая, но на ходу". Пока машина кому-то принадлежит, мы не имеем права принимать никаких мер.

Кроме того, во дворах нет запрещающих стоянку машин дорожных знаков, поэтому она там стоит на законных основаниях.

У нас в городе как таковой службы утилизации нет, потому что пока не было нужды ее создавать. Но если, к примеру, в департамент городского хозяйства позвонит пенсионер и попросит ему помочь отвезти снятый с учета автомобиль на металлолом, мы поможем. Но эта услуга будет платной. Возможно, сумма за сданный металлолом ее сможет перекрыть.

Понятно, что рано или поздно такая проблема в городе назреет, но для нее уже будет готово адекватное решение. Сейчас идет оформление землеотводных документов, а в следующем году на территории Краснодара предполагается приступить к строительству теплоэлектростанции по переработке твердых бытовых отходов, в том числе и крупногабаритных: старых автомобилей, газовых плит, стиральных машин и прочего.

На заметку

Для снятия транспортного средства с учета в связи с утилизаций собственнику или его представителю по доверенности, выданной в установленном порядке, необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту учета транспортного средства и представить паспорт, заявление, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки. Транспортное средство в связи с этим в Госавтоинспекцию не предоставляется.

Департамент городского хозяйства администрации Краснодара - ул. Красная, 122, тел. 255-33-54. Управление ГИБДД Краснодарского края - ул. Старокубанская, 86, тел.: приемной - 233-55-75, службы доверия - 233-53-89, справоч­ной - 233-59-97, дежурного - 233-82-59.