Сельские магазины в регионах Верхней Волги выживают из последних сил, многие из них работают в убыток. Без поддержки региональных и местных властей, оказанной сельским потребительским обществам, жители глубинки могут остаться без продуктов питания.
Налогом по краюшке
В Переславском районе Ярославля на грани закрытия оказались сразу несколько сельских магазинов - в Пригородном и Рязанцевском сельских поселениях. Причина - резко подскочившие ставки на земельный налог. Нести такое бремя сельским магазинам с небольшой выручкой и невысокими ценами оказалось просто не под силу.
- С прошлого года аренда земли выросла более чем в три тысячи раз! - говорит председатель совета Троицкого сельского потребительского общества Михаил Саломатин. - Вместо 765 рублей за квадратный метр, которые мы платили раньше, теперь приходится выкладывать более 6000 рублей. А как это можно сделать, если товарооборот в некоторых магазинах едва достигает 30 тысяч рублей в месяц? При этом электричество дорожает, газ и вот еще и налоги...
Поэтому выход в сельпо видят только один - закрывать убыточные магазины. Уже определены и первые "жертвы" - магазины в деревнях Рушиново и Новинки. Жители этих населенных пунктов возмущены - остаться без продуктов и хлеба им вовсе не хочется. Кроме того, не секрет, что магазин для деревни - объект социально значимый. Закрой его, и жизнь, которая и так едва теплится в глубинке, может замереть совсем.
- А ведь мы все-таки выполняем социальную функцию, - говорит Михаил Саломатин. - Наши магазины работают там, куда предприниматель не поедет, ему это невыгодно - месить грязь за тридцать - пятьдесят километров ради того, чтобы бабушки в малонаселенной деревне купили пару батонов хлеба да подсолнечное масло. Конечно, мы работаем себе в убыток, но стараемся держать магазины до последнего, ведь даже если в деревне живут десять или двадцать человек - они все равно имеют право получить качественные услуги. Находим возможности: например, убыточные магазины содержим за счет более крупных. Но теперь, когда земельный налог так резко вырос, мы этого делать не сможем.
Наторговали на ноль
Как пояснили в администрации Переславского района, земельный налог устанавливают сельские поселения, это относится к их полномочиям. Между тем глава сельского Пригородного поселения Владимир Денисюк считает: в данной ситуации земельный налог должен быть одинаковым для всех.
Между тем организации потребительской кооперации недоумевают - как же выживать им? Налог оплатить они не могут, так как получаемая прибыль гораздо ниже суммы налога. А ведь на сегодняшний день в районе 90 населенных пунктов обслуживаются через развозную торговлю автолавками потребкооперации, убыток от которой за прошлый год составил около 130 тысяч рублей.
- За 2007 год расходы по содержанию убыточных магазинов составили девять миллионов рублей, - говорит председатель правления Ярославского облпотребсоюза Марина Астахина. - Мы - социально направленная структура, живет в деревне десять человек - а мы все равно магазин содержим, чтобы у людей были элементарно хлеб, товары первой необходимости. Многие магазины работают в лучшем случае по нулям, есть пункты, где торговля, учитывая расстояние и стоимость ГСМ, вообще убыточна. Относительно того же самого земельного налога - в каких-то районах представители властей пошли навстречу потребкооперации и предоставили льготы, а в каких-то - нет.
На балансах организаций потребительской кооперации Ярославской области числятся 834 объекта торговли и общественного питания, из них 169 магазинов обслуживают населенные пункты с численностью жителей до 100 человек, 259 магазинов - с численностью от 100 до 500 человек. Около 30 процентов сельских магазинов убыточны, так как находятся в отдаленных и малочисленных сельских поселениях и реализуют в основном хлеб и товары первой необходимости по тем же розничным ценам, что и в районных центрах.
Частник в "сливках"
Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельской местности на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, составляют ежегодно около 50 миллионов рублей. Кроме того, магазины потребительской кооперации работают постоянно, круглый год, несмотря на малую численность проживающего в деревнях населения. Населенные пункты с численностью жителей до 10 человек обслуживаются автолавками.
Оказавшись в суровых рыночных условиях, потребкооперация пытается "остаться на плаву", но без господдержки это получается не слишком хорошо. Предприниматель на село идет с неохотой, магазины открывает только там, где это экономически выгодно и рентабельно.
- Частник ездит туда, куда ему выгодно, - подтверждает председатель правления Ярославского облпотребсоюза Марина Астахина. - И те населенные пункты, которые он бросает, ложатся на нас. Оставить людей мы не можем, потому что большинство из них - наши пайщики. Закрыли в одной деревне магазин - но тут же организовали туда автолавку, которая ходит два раза в неделю. Ассортимент - по максимуму, все, что помещается в полуторатонную "Газель", - продовольственные и непродовольственные товары, население заказывает и цемент, и рубероид... Все везем.
В администрации Ярославской области не отрицают: на сегодняшний день потребкооперация выполняет важную социальную функцию. Поэтому в области разрабатывается проект программы поддержки потребкооперации, которая будет реализовываться с 2009 года.
Комментарии
Валентина Шишина, заместитель директора департамента потребительского рынка товаров и услуг администрации Ярославской области:
- Мы в курсе этой проблемы, и сейчас она активно решается. От главы Переславского района в администрации поселений направлено рекомендательное письмо, по многим сельпо вопросы были решены. Конкретно по Рязанцевскому сельпо принято постановление, согласно которому ставка земельного налога снижена и будет сделан перерасчет с начала года. По Троицкому сельпо мы также ищем возможные варианты решения, в любом случае без качественных услуг торговли люди не останутся. Мы исходим из того, что либо товар должен быть доставлен до жителей, либо жители должны иметь возможность добраться до мест продажи товара. Например, в Пошехонье поселение организует транспорт, и три раза в неделю возят жителей в районный центр, на ярмарки. Мы осознаем, что экономически все должно быть обосновано, и те функции, которые берет на себя потребкооперация, должны быть кем-то оплачены. Чтобы облегчить работу потребкооператорам, уже сегодня в отдаленных деревнях разрешено работать без кассового аппарата. Перечень этих деревень определен постановлением губернатора. Аппарат стоит 25 тысяч рублей, а для магазина, у которого оборот 30 тысяч, это неподъемные деньги.
Ирина Романова, начальник управления лицензирования торговли и услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Вологодской области:
- К сожалению, сегодня напрямую поддерживать торговлю мы просто не имеем права. Но потребкооперация занимается не только торговлей на селе, но и заготовительной деятельностью. У них есть свои хлебопекарни, мясоперерабатывающие, кондитерские цехи. И вот в этой связи они могут получить льготные кредиты на муку, на закупку мяса. Также мы возмещаем часть средств на закупку сельскохозяйственной продукции, поддерживаем эту деятельность потребкооперации. В Вологодской области торговлю автолавками помимо потребкооперации осуществляют и предприниматели. Но делают они это только летом и лишь в тех населенных пунктах, где много дачников. Иными словами, "снимают сливки", а потом, когда дачники разъезжаются на зиму по домам, местных жителей все равно обслуживает потребкооперация независимо от того, выгодно это или нет.