Число граждан трудоспособного возраста в России неуклонно сокращается. По официальному прогнозу, к 2010 году их останется 87,6 миллиона человек - почти на 3 процента меньше, чем в 2006 году. Между тем тенденции экономического развития страны таковы, что потребности в рабочей силе будут только расти. Как выходить из ситуации?
На этот вопрос в какой-то степени призвана дать ответ концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренная на днях правительством. Почему "в какой-то степени"? Потому что концепция - это все-таки рамочный, политический документ. Он говорит о том, в каком направлении нам предстоит двигаться. Исходя из выбранного направления будет разрабатываться конкретика. Правительство дало поручение министерству здравоохранения и социального развития вместе с заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок разработать план мероприятий по реализации концепции действий на рынке труда.
Что же мы имеем сейчас и что нас ожидает? Сегодня в демографической ситуации в целом и на рынке труда в частности можно наблюдать разнонаправленные тенденции. С одной стороны, идет общая естественная убыль населения. С другой - растет рождаемость (по коэффициенту рождаемости мы сейчас опередили почти все европейские страны), и эта тенденция еще некоторое время сохранится. С одной стороны, увеличивается численность занятых в экономике - за последние четыре года она выросла с 66 до 70,6 миллиона человек. С другой, ожидаемый рост рождаемости и старение населения приведут к выходу с рынка труда молодых женщин, ухаживающих за детьми, и лиц старшего возраста.
Еще одна тенденция непосредственно внутри рынка труда: структурная перестройка экономики, продолжающийся рост государственных, частных и иностранных инвестиций повлекут за собой не просто дополнительную потребность в рабочей силе, а изменение сложившейся структуры занятости населения. Как прогнозируют эксперты правительства, грядет сокращение неэффективных рабочих мест, возникновение новых профессий, острая конкурентная борьба работодателей за квалифицированную рабочую силу. В том числе борьба между российскими и западноевропейскими работодателями, поскольку кадровый голод испытывают все страны Старого Света.
Итак, в каком направлении предлагают двигаться авторы концепции? Прежде всего власти, как федеральные, так и региональные, должны отчетливо понимать все, что происходит на рынке труда. А для этого в первую очередь необходим полноценный мониторинг ситуации. Во вторую - прогноз спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным группам, по видам экономической деятельности.
С учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы будут разрабатываться программы профориентации населения, разрабатываться планы профессионального образования, мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов. Что касается профобразования, то здесь ситуация очень запущенная. Сегодня люди с высшим образованием в экономике страны составляют 27,8 процента. В то же время почти 40 процентов выпускников вузов остаются безработными. Одновременно спрос на квалифицированных рабочих и специалистов продолжает расти. Чтобы сбалансировать профобразование и спрос на рабочую силу концепция предполагает пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки. Также будут разработаны стандарты по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей, то есть качественные характеристики будущего работника будет задавать сам работодатель. Кроме того, планируется организовать широкую пропагандистскую кампанию по повышению престижа рабочих профессий.
Что касается позиции российского государства в отношении иностранных работников, то она в принципе остается неизменной. По-прежнему декларируется приоритетное право российских граждан на трудоустройство. Впрочем, пока нет реальных экономических механизмов, чтобы заставить работодателей соблюдать этот принцип. Возможно, они появятся в "плане мероприятий". Пока же единственным средством защиты российского рынка труда от демпинга иностранцев остается квотирование иностранной рабочей силы.
Также на основе мониторинга ситуации на рынке труда предполагается создать регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в государственную службу занятости.
В условиях растущего дефицита трудовых кадров становятся все более востребованными граждане с недостаточной конкурентоспособностью, которым государство до сих пор уделяло очень мало внимания: это инвалиды, люди предпенсионного возраста, женщины, желающие выйти на работу из декретного отпуска, вынужденные переселенцы и другие. Для таких категорий безработных службы занятости уже начали разворачивать специальные программы по переобучению, повышению квалификации, содействию в переезде в другую местность в целях трудоустройства.
Если все, заложенное в концепции будет выполнено, то это позволит снизить уровень общей безработицы в стране до 5-6 процентов экономически активного населения.