В Москве открыта выставка художника Марка Маргулиса

Творческую жизнь Марка Маргулиса - как художника и скульптора, во всяком случае, - можно представить графиком, в точности соответствующим лихорадке: повышения и понижения, очень четкие циклы.

На глади изобразительного искусства и скульптуры две его ипостаси волнами расходятся в противоположные стороны. Маргулис-художник - усердный метафизик, тяготеющий к абстракционизму и проповедующий его. Маргулис-скульптор - консерватор, чрезвычайно тонко переработавший пластические основы. Его скульптуры - это, пожалуй, материальные знаки, выверенные и точные; именно так можно воспринимать его произведения, созданные путем резьбы, высекания и лепки. Его картины - вереница вдохновений, не знак, а группа знаков - целый почерк.

На нынешнюю экспозицию в выставочные залы "Галереи "Беляево" - "Творческий проект "Стол". Репетиция N 3" - он прихватил целое собрание работ своих соратников, художников и скульпторов современности, объединяет которых "за столом" скорее лишь общая орбита авангардизма, нежели стиль и манера. Наивный по исполнению и пестрый по цветам Ален Нкуа, который в живописи от силы три года; почитающий в скульптуре флер изящной детали калужский мастер Александр Лондарев; двигающийся из одной крайности в другую, от Пиросмани до Глазунова, религиозный живописец Вадим Филимонов; Татьяна Момджи, творящая по-настоящему "вкусные" акварели с Венецией, Питером и Москвой, - еще два десятка "странников" совмещают на выставке коллаж, живопись, батик, керамику и скульптуру, тем самым уже в третий раз централизованно воплощая главную концепцию художника Маргулиса: смешение искусств как новое откровение.

Сам Марк уже двадцать восемь лет заведует Детской экспериментальной студией синтеза искусств "Колор". Основополагающие принципы студии едва ли воплотимы в рамках текущей выставки (детишки учатся, например, не пасовать перед неожиданным пятном на холсте, а выводить из него полноценную форму). К многочисленным экспериментам нынешних героев экспозиции как никогда кстати подходит то, что Гете любил говаривать об искусстве: "В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант".