Музыкальные новинки: "Ю-Питер" выпустил "Богомола"

Для успеха в современной музыке все большее значение приобретают душа и настрой музыкантов. А еще - безусловное знание технических основ современных саунда и моды. Застрельщиком здесь вновь выступает неутомимый Вячеслав Бутусов.

Ю-Питер. "Богомол"

Этот диск - главное событие летнего сезона, как правило, щедрого на легкую, беззаботную и расслабляющую музыку. Но теплые месяцы этого года были избыточно полны тревожными событиями, сложными размышлениями, болью - поэтому и диск "Богомол" Вячеслава Бутусова и его группы "Ю-Питер" оказался одним из наиболее злободневных и актуальных в сезоне... Экс-лидер "Наутилуса Помпилиуса" изменился. Он и прежде не отличался мажорными интонациями и репутацией неукоснительного оптимиста. Но те, кто понимал и ценил музыканта благодаря предыдущему этапу карьеры, будут теперь немного ошеломлены.

Многословие, трагичность интонаций, некая монотонность и декларативность - новый альбом производит впечатление прежде всего стихами. То ли наговоренными, то ли пропетыми через силу, сквозь грусть и переживания. Да и голос Бутусова, затемно подсевший, будто тоже почернел и приглушен от переполняющей его боли.

Музыкальный ряд в альбоме выполняет уже скорее функцию обязательного по жанру звукового оформления, хотя и сделанного по стандартам самых модных цифровых технологий.

Компьютеры, синтезаторы буквально растворяют в своих синтетических пространствах нерв жизни и биение страстей. Нечастые гитарные соло Юрия Каспаряна - будто редкий луч света в этом тяжелом, монотонном и полусонном царстве переживаний и заклинаний.

Удивительно, что работа над альбомом продолжалась в Испании с перерывами почти 11 месяцев: с продюсерами Беном Киндером и Паулем Грау. Да и сам Вячеслав Бутусов обожает работать в студии с новыми звуками. Как-то он даже обмолвился, что больше проявляет свою творческую суть в студийной работе. И, если бы не надо было зарабатывать деньги концертами, то не вылезал бы из-за пульта. В итоге, можно сказать, музыкант выполнил свою мечту: записал концептуальный и очень сложный по саунду диск, по которому могут учиться начинающие звукорежиссеры. А по титульной песне вполне можно снять небольшой фильм для одного из кинофестивалей, специализирующихся на концептуальном и метафоричном кино.

Аланис Мориссет. Flavors Of Entanglement

Это уже шестой альбом знаменитой канадской певицы, которая традиционно строит свои композиции на фольклоре.

Аланис уравновешивает этнические корни музыки электронными аранжировками, тонким мелодизмом и изысканным саунд-продюсированием. Но если Бутусова волнуют глобальные проблемы бытия, то канадка концентрируется исключительно на своих переживаниях и рефлексиях. Да и музыка у нее намеренно возвышенная, красивая, воздушная, в том числе - с глубокими внутренними переживаниями, порой слышащимися в аранжировках предгрозовыми раскатами или шорохом проплывающих в небе облаков... Диск - из тех, что сделаны на века, он долго не наскучит благодаря тому, что Мориссет предпочитает в композициях не простенькие мелодические крючки, а масштабное и панорамное мелодическое мышление.

Нынешний альбом - первый после недавнего разрыва певицы с мужем - композитором и аранжировщиком Райаном Рейнолдсом. Став самостоятельной, Аланис не стала впадать в отчаяние и записывать соответствующий состоянию сборник баллад в стиле "вернись - я все прощу". А пригласила для сотрудничества английского композитора и мультиинструменталиста Гая Сигсворфа, прежде работавшего с Бьорк и Мадонной. А главное - не позволила ему сделать из себя новую Мадонну. Смогла остаться собой и вновь записать альбом этно-поп-музыки для умных, думающих и романтичных людей.

Запрещенные барабанщики.

"Нас не трогай!"

Эта рок-группа вначале исполняла только шутливые, пародийные и бойкие песни, среди которых наиболее известными оказались "Убили негра" и "Ночью", впоследствии переключалась и на качественный шансон и на джаз-рок с элементами джангла. Но очередная премьера "Запрещенных барабанщиков", в составе которой на сцене нередко одновременно играли четверо барабанщиков, - уже сборник военных песен. Тех, что написаны еще в 1940-е или сразу после войны.

Наверняка большая часть аудитории услышит их впервые и, возможно, оценит и полюбит, ибо песни тех лет - это особый пласт культуры и особое состояние русской души. Тем более что выросшие на джазе "Запрещенные барабанщики" сделали очень тонкую стилизацию, по минимуму добавив "усовершенствований" от себя.

Не стали оригинальничать, а выпустили очень проникновенный и душевный альбом, в котором есть и гордость за страну, и уместный пафос интонаций, и безыскусная лиричность.

Причем, для альбома были выбраны в том числе и малоизвестные песни.

"Нас не трогай!" готовился еще к 9 Мая, но, как водится, запоздал и появился в продаже только летом. Название выбрано, кстати, очень удачное...

Blue Oster Cult.

Some Enchanted Evening

Эта группа - классики хард-рока. Нынешнее издание их лучшего концертного диска дополнено редкими и прежде не издававшимися песнями. Импровизационно, мощно, не боясь рисковать и затевать многоплановые развернутые соло - играть так способны только те, кто отлично владеет своим инструментом и не боится рисковать. Хард-рок - теперь снова в моде.

Известные группы возобновляют карьеру и убедительно демонстрируют преимущества музыки, обходящейся без синтезаторов и компьютеров. Жесткий и плотный звук, сдвоенные соло-гитары, неукротимые барабаны, яростный или по-блюзовому чувственный мелодизм. Этот альбом - еще одна азбука рок-стиля, не теряющего свою популярность, несмотря на капризную моду и все больше вторгающихся в музыку компьютерных технологий.

И еще одно подтверждение того, что главное в роке - это все-таки искренность, душа и мелодии.

У "Бунта голубых устриц" всего этого в избытке, как и у их духовных учителей - приезжающих вскоре на гастроли в Россию Deep Purple.