28.08.2008 03:15
    Поделиться

    Таксомоторный бизнес в Омске превращается в криминальный

    Впервые за последние пять лет РЭК установила для омских таксистов предельную стоимость минимальной поездки - восемьдесят рублей за два километра. Однако большинство перевозчиков игнорируют тариф и самовольно его завышают.

    Таксомоторный бизнес в регионе процветает. Сегодня, по неофициальным данным, в Прииртышье насчитывается около шестидесяти служб, оказывающих водителям диспетчерские услуги. Недавно один из крупнейших перевозчиков приобрел несколько десятков новых автомобилей и открыл еще три дополнительные линии. В прибыльный бизнес уходят один за другим и оставшиеся не у дел владельцы маршруток.

    Работать с "легковушками" проще и выгоднее. Если пассажирские "Газели" постоянно находятся под жестким присмотром всех надзорных органов, то такси по-прежнему не контролирует ни одна инспекция.

    В налоговой инспекции корреспонденту "РГ" сообщили, что время от времени проверяют наличие у перевозчиков контрольно-кассовой техники. Провинившихся наказывают штрафом - до трех тысяч рублей. Однако скоро здесь не будут иметь на таксистов никакого влияния. Частных предпринимателей, выплачивающих налог на вмененный доход, освободят от кассовых аппаратов.

    По словам заместителя начальника УГИБДД Омской области Юрия Шевченко, внимание на извозчиков автоинспекция тоже обращает не часто - в основном при проведении техосмотра и ДТП. Если человек просто поставил "шашечку" и выехал на дорогу - это его личная коммерческая деятельность, которая никого не касается.

    Разумеется, предприниматели этим широко пользуются. Для того чтобы открыть дело в сфере перевозок, достаточно выкупить эфирную частоту, нанять водителей с личным транспортом и запустить рекламу. За состояние машин, здоровье шоферов и их обращение с клиентом хозяин ответственности не несет. Как правило, трудовые отношения с работниками не оформляются письменным договором. А на нет, как говорится, и суда нет.

    Лицензию на таксомоторные перевозки отменили три года назад. За это время рынок полностью вышел из-под контроля и стал стихийным и неуправляемым.

    За состояние машин, качество обслуживания и здоровье водителей владелец такси ответственности не несет

    - Ежедневно к нам обращаются пассажиры с жалобами на этот вид услуг, - рассказывает председатель общества защиты прав потребителей "Щит" Евгений Рабинович. - Люди возмущаются, что таксисты грубят, завышают плату за проезд, заставляют их бегать по магазинам разменивать деньги. Из-за несвоевременной подачи машины омичи опаздывают на работу и в аэропорт. Но, к сожалению, мы не можем помочь пострадавшим. На таксистов сегодня, действительно, нет никакой управы. Права пассажиров, пользующихся легковыми таксомоторами, не прописаны ни в одном законе. Доказать факт проезда тоже весьма проблематично - водители не выдают чеки, хотя обязаны это делать.

    Парадокс, но пожаловаться на некачественные услуги сегодня можно только … владельцу таксомотора. Который, в лучшем случае, оштрафует шофера-обидчика.

    - Вчера утром я заказала машину, чтобы отвезти ребенка к няне, - рассказывает омичка Елена Кузнецова. - Мало того что таксист опоздал на полчаса, в салоне у него находилась нетрезвая женщина. Попыталась возмутиться - он захлопнул двери и уехал. Дескать, не нравится - катайтесь на автобусе. Администратор такси пообещал мне провести с водителем... разъяснительную беседу. Другого транспорта мне не предоставили и даже не извинились.

    То, что ситуация обострилась, не отрицают и сами предприниматели.

    - Из-за недобросовестных перевозчиков мы нередко теряем не только деньги, но и имидж, - говорит руководитель диспетчерской старейшего в городе такси Владимир Дружинин. - Были случаи, когда "левые" таксисты заявляли пассажирам, что работают под нашей эгидой, и те потом приходили к нам с претензиями. Беспредел на рынке ни к чему хорошему не приведет. Разумный контроль со стороны государства просто необходим.

    Не удивительно, что стихийный бизнес постепенно превращается в околокриминальный. Таксисты, застолбившие площадки у аэропорта и железнодорожного вокзала, откровенно обирают приезжающих и прокалывают шины конкурентам. В машинах частников нередко торгуют наркотиками и контрабандой.

    - Ночью проехать по проспекту Мира просто невозможно, - сетует водитель "скорой помощи" Александр Кобриц. - Две полосы движения у политеха фактически перекрыты - в нелегальный отстойник съезжаются таксисты со всего города.

    А в часы пик извозчики намертво оккупируют остановки общественного транспорта.

    - Автобусы и троллейбусы вынуждены останавливаться посреди проезжей части, говорит начальник отдела перевозок департамента городского транспорта Игорь Кожухов. - Наиболее проблемные места - Дом печати, Главпочтамт, универсам, поселок Южный. Выходящие пассажиры вынуждены лавировать между автомобилями. Чтобы разогнать машины, нам всякий раз приходится обращаться за помощью к гаишникам.

    Как стало известно "РГ", на днях непростой ситуацией заинтересовалась региональная энергетическая комиссия. Контрольно-правовой отдел провел проверку деятельности ряда транспортных компаний. Результаты пока не разглашаются. Мы будем следить за ситуацией.

    Прямая речь

    Николай Прокопенко, заместитель начальника управления Госавтодорнадзора Омской области:

    Несколько лет назад мы пытались навести порядок на рынке городского такси. Около тысячи водителей получили лицензию, встали на учет, в принудительном порядке установили на свои автомобили желтые госзнаки. Однако потом лицензирование отменили, и сейчас на рынке такси царит полнейшая неразбериха.

    Впрочем, сегодня в Госдуме в третьем чтении находится закон "О принципах транспортного обслуживания населения РФ". Согласно этому документу контролировать таксистов должны органы местного самоуправления. Если законопроект будет принят - стихийному рынку придет конец.

    Поделиться