Этот музыкант сумел объединить симфоническую музыку и рок в едином композиционном и аранжировочном пространстве. Его группы Nice и "Эмерсон, Лэйк и Палмер" - признанные легенды мирового рока. На российские гастроли Кит Эмерсон прибыл уже с новым сопровождающим ансамблем. И представил долгожданные премьеры.
Невольно проникаешься уважением к зарубежным звездами, которые прилетают в нашу страну не только для того, чтобы по-быстрому спеть и отработать гонорар. Вот и Кит Эмерсон - один из лучших и самых знаменитых в мире исполнителей на клавишных инструментах: от классического рояля, до самых последних инновационных синтезаторов - прилетел в Москву за два дня до первого концерта в Доме кино.
Отдельно прибыла его многочисленная аппаратура: мэтр использует в своем инструментарии четыре синтезатора, всевозможные звуковые приспособления и даже свою собственную разработку звукоизвлечения, напоминающую нетрадиционный терменвокс. А классический рояль он нашел уже в Доме кино. Пока инженеры оснащали сцену техникой и инструментами, легендарный Кит Эмерсон с его новыми музыкантами два дня пожили жизнью обычных москвичей.
- Я и сам хотел. - Рассказал потом английский музыкант. - Однажды я уже был в Москве, но это было так давно. Помню, что понравилось. Но хотелось без спешки посмотреть ваш город и погулять, посмотреть на людей, набраться впечатлений. Ведь Россия - это родина Мусоргского и Чайковского - моих любимых композиторов...
Выспавшись от души и немного поиграв на инструменте - регулярный тренинг для 64-летнего музыканта, впервые севшего за клавиши еще в дошкольном возрасте, - Кит и его музыканты вначале поехали на Красную площадь. Но там надолго не задержались. Эмерсона тянуло увидеть непарадную Москву, не влекли традиционные для иностранцев экскурсии. Англичане и американцы (состав нового "Эмерсон Бэнд" полинационален) предпочли побродить по окрестным переулкам, выбрались к станции метро "Площаль Революции". Пошли бы и дальше, но Киту очень захотелось спуститься вниз, на станцию. Купили билеты и, как любопытные дети, отправились покататься по метро. А потом уже, выйдя на улицу, без всякой охраны, смешались с толпой, заходили в кафе. Пообедали там салатами, запили водой "тархун", причем, как бы ни уговаривали Кита Эмерсона московские поклонники отпраздновать встречу спиртным, тот неизменно отказывался: и сам он не пьет уже много лет, и в группе существует сухой закон...
Концерт в Доме кино подтвердил, что музыкант не зря столь бережно относится к своему здоровью. Шоу продолжалось более двух часов 20 минут, и в течение этого времени неутомимый Кит Эмерсон как бабочка порхал между клавиатурами, менял тембры, настроения, интонации. А то вдруг совершал марш-бросок к примостившемуся в углу роялю и вдохновенно и артистично играл на нем. С мощными акцентами, эффектом западающих клавиш, лихими эскападами и неожиданными импровизациями. Несмотря на то что в "Эмерсон Бэнд" сейчас выступает найденный в Южной Калифорнии очень профессиональный гитарист, вокальной манерой категорически напоминающий Грега Лэйка из "Эмерсон, Лэйк и Палмер" (новобранца даже убедили тоже перекраситься в блондина), главный солирующий инструмент - это все-таки многоплановые, неугомонные, щедрые на все новые мелодические и гармонические нюансы клавиши мистера Кита. Удивительно, как он не растерял своей формы и по-прежнему креативен, неугомонен и виртуозен. Вряд ли кто еще из современных рок-музыкантов знает и любит симфоническую музыку, как он... И столь умело насыщает ее гармониями и решениями современного хард-рок и нео-арта.
За кулисами музыкант признался, что не исключает и возрождения своей легендарной группы Emerson, Lake & Palmer, однако думается, что вряд ли в этом есть необходимость. Кит Эмерсон слишком хорош сам по себе и способен затмить своим артистичным и музыкальном даром любых коллег. Поэтому даже не очень важно, кто именно ему аккомпанирует, - все равно слушатели будут в первую очередь обращать внимание именно на виртуозные рок-фуги и развернутые музыкальные импровизации самого рок-классика. И на его умение играть на самых различных инструментах, вот даже своеобычную антенну пристроил, для того чтобы создавать еще новые эмоции в своем оригинальном саунде.
В Москве звучали как уже известные композиции "Эмерсон Бэнд" и его легендларного трио "Эмерсон, Лэйк и Палмер", так и абсолютно новые. Совсем скоро российская студия "Союз" выпустит долгожданную премьеру классика симфо-рока.
Удивительно, впрочем, что концерт пианиста-легенды остался почти незамечен российскими музыкантами, работающими в этом и смежных жанрах: нашим было бы чему поучиться. Но из звездных зрителей в итоге мэтру внимали только Игорь Николаев и экс-клавишник "Интеграла", а ныне продюсер Игорь Сандлер. Николаев после концерта даже высказал организаторам пожелание сфотографироваться с Эмерсоном. Добавил: "Он меня знает..." Естественно, обозреватель "РГ" не выдержал и усомнился: "Игорь, ну откуда он может вас-то знать?". Поп-кумир после паузы объяснил, что за пять минут до этого его уже представляли Эмерсону. Ну, тогда хоть понятно, и сразу захотелось быть очень вежливым и уточнить, что всю российскую музыку английский мэтр, по его собственному признанию, знает плохо. Впрочем, по уровню мастерства Игорь Николаев - толковый и талантливый пианист, во многом воспитанный не на эстраде, а на не зависящей от хит-парадов музыке. Только вот большому кругу поклонников известный совсем другими песнями.... А на "бис" Кит Эмерсон и его группа, кстати, исполнили российские "Картинки с выставки" Мусоргского.
После выступления в Москве "Эмерсон Бэнд" отправились в Казань, где завтра дадут сольный концерт на праздновании Дня города, организованном Казанской мэрией.