Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд не всегда может вспомнить даже недавнее прошлое своей страны. Но при этом считает себя знатоком чужих историй. В ходе своего визита на Украину он охотно рассуждал о том, как в исторической перспективе должен вести себя Киев по отношению к России. И обещал позаботиться о светлом будущем Грузии.
Но при этом, давая оценку ситуации в этой республике, как ранее президент США Джордж Буш, пользовался непроверенными фактами. Видимо, проблемы со связью с Тбилиси, на которые прежде сетовали американские чиновники, докатились до Европы.
Дело дошло до того, что на фактические ошибки, допущенные коллегой, был вынужден указать министр иностранных дел Сергей Лавров. Глава внешнеполитического ведомства Британии в ходе визита на Украину с горечью рассуждал о якобы заблокированных Россией портах, туннелях и других объектах инфраструктуры Грузии. "Откуда он это взял - одному Богу известно. Тем более что есть свидетельства журналистов, международных представителей и мирных жителей", - удивлялся российский министр.
Впрочем, удивлялся - громко сказано. Последнее время Москва неоднократно сталкивалась с тем, что даже телефонные переговоры между российским президентом Дмитрием Медведевым и лидерами Запада получают совершенно неожиданную интерпретацию чиновников, подчас не имеющую ничего общего с действительностью. Так было после переговоров президента Франции Николя Саркози с Медведевым, после которого пресс-служба Елисейского дворца распространила заявление о якобы имевшем место согласии нашей страны на замену российских миротворцев международными силами. Тогда Москве пришлось срочно опровергать эту информацию. И объяснять, какие именно договоренности на самом деле были достигнуты. Нечто подобное произошло и после телефонной беседы с Медведевым канцлера Германии Ангелы Меркель. Как заявил по ее итогам официальный представитель правительства ФРГ, в разговоре глава немецкого правительства резко осуждала действия Москвы и предъявила России ряд требований. Однако, как в этой связи пояснил Лавров, "никаких требований, резкого осуждения, никаких слов о вопиющих нарушениях там не было". В свою очередь пресс-служба Кремля назвала прошедшую с Меркель беседу "нормальной, деловой и затрагивающей конкретные оценки".
Тем не менее в целом, по мнению Лаврова, западные коллеги, высказываясь о России, используют "недопустимый нравоучительный тон". "Они не основываются на фактах, уходят от ответа на вопрос, с чего все началось, и полностью игнорируют ту реальность, что мы потеряли сотни мирных граждан и миротворцев, действовавших при поддержке ОБСЕ", - добавил министр.
Примером такого весьма лицемерного подхода могут служить высказывания британского министра Милибэнда, сделанные в Киеве. Этот политик взял на себя труд сколотить антироссийскую коалицию в Европе. А потому его логика выглядит весьма показательной для новой схемы отношений с Россией, которую намерены обсудить 1 сентября в Брюсселе главы государств Евросоюза.
"Некоторые призывают к политике изоляции России. Другие говорят, что Запад беспомощен. Обе позиции неверны. Изоляция невозможна, поскольку Москва слишком вовлечена в мировую экономику", - с очевидным сожалением заявил Милибэнд. Он признал, что политика изоляции нанесет ущерб международным интересам Европы в сфере борьбы с распространением ядерного оружия. После чего перечислил еще как минимум несколько весьма значимых программ, демонстрирующих взаимный интерес Запада и России.
Однако вывод из такой ситуации британский политик сделал поистине удивительный. По его мнению, Западу, который, как ранее утверждал сам Милибэнд, не желает "холодной войны", следует изменить баланс отношений с Россией. А именно "изменить условия торговли таким образом, чтобы уменьшить зависимость Европы от российского газа". Комментируя слова своего британского коллеги, Лавров не сдержал сарказма: "Он предлагает нас наказать, но так, чтобы интересы Британии и других западных стран не пострадали. То есть газ будут брать, но на условиях, которые сами России и объяснят".
Разумеется, в Киеве Милибэнд не обошелся без исторических параллелей. Британский политик, которого, кстати, прочат на должность премьер-министра вместо нынешнего главы правительства Гордона Брауна, заявил о том, что вид русских танков в 40-ю годовщину Пражской весны говорит о сохранении у Москвы инстинкта силы. Такого рода сравнения Лавров назвал неуместными: "Не появление российских танков в соседней стране, а атака грузинских танков, действия установок "Град" и авиации по мирному Цхинвалу имели место. Это произошло в день открытия Олимпиады. Тем самым олимпийское перемирие, объявленное Генассамблеей ООН, было грубейшим образом растоптано Саакашвили".
Еще один упрек, который ряд западных политиков с легкостью бросают нашей стране - в попытках Москвы переделать карту кавказского региона. "Эта карта состоит в том числе из зон конфликтов, которые регламентируются соглашениями, подписанными и Грузией. Но их Саакашвили предательски разорвал", - заочно ответил на эти обвинения Лавров.
По его словам, опасения официального Лондона о "конце мирного урегулирования на постсоветском пространстве, в том числе в Приднестровье и Нагорном Карабахе", не имеют под собой оснований. "Ни в том, ни в другом случае Саакашвили не является главным действующим лицом. Ни там, ни там нет выживших из ума лидеров, которые стремятся урегулировать конфликты с позиции силы", - пояснил Лавров. Он напомнил своему британскому коллеге некоторые факты из, видимо, подзабытой им школьной географии и истории. В частности, действия британской армии на Фолклендских островах: "Они расположены за тысячу миль от Лондона, на другом конце Земли, но там были британские граждане, и поэтому Британия направила туда свои канонерки".
Свою оценку российский министр дал действиям НАТО. Точнее, той оценке роли альянса в мире, о которой восторженно говорил в Киеве Милибэнд. Глава британского внешнеполитического ведомства называл блок "якорем стабильности, демократии и экономического развития". И вновь Лавров не сдержал иронии: "Я не слышал, что НАТО занимается демократизаторством, но, видимо, времена меняются". По его мнению, "именно ничем не оправданное расширение альянса и ведет к разделу Европы", которого Запад, по крайней мере на словах, пытается избежать.
К призывам ряда стран пересмотреть отношения с Россией в международных институтах в целом и "большой восьмерке" в частности Лавров относится с сожалением. "Россия заинтересована в партнерстве ровно в той степени, в какой в нем заинтересованы западные коллеги", - прокомментировал он эти угрозы.