29.08.2008 03:47
    Поделиться

    Омск лихорадочно ищет спасения в борьбе с дорожными пробками

    Разработчики машин добавляют им скорости, однако по городским магистралям с каждым годом они двигаются все медленнее. Виной всему - пробки. Что делать, чтобы в ближайшие годы автомобильное движение не остановилось вовсе, выясняли корреспонденты "РГ" СФО.

    Сегодня Омск, как и многие другие российские мегаполисы, лихорадочно ищет спасения в борьбе с дорожными пробками. Городские власти сделали ставку на расширение центральных магистралей, поскольку уже второй год подряд мощную поддержку в один миллиард рублей дорогам крупных мегаполисов России оказывает государство. Благодаря этому в минувшем году капитально отремонтировали и расширили улицу Красный путь и половину улицы 10 лет Октября. В этом году доведут до ума вторую ее половину, а также улицу Орджоникидзе.

    По официальным данным, сегодня автопарк региона насчитывает 277 тысяч автомобилей. Конфигурация омских улиц такова, что оставляет очень мало пространства для маневра, в то же время количество автомобилей на них с каждым годом возрастает как минимум на четыре тысячи единиц. Как результат, даже незначительная авария способна закупорить движение намертво. Что уж говорить, когда одна из оживленных трасс закрывается на ремонт. Сегодня власти взялись за реконструкцию улицы Орджоникидзе. Дорожное полотно здесь должно расшириться более чем в полтора раза. Обратный эффект долгожданного ремонта - параллельные улицы в час пик забиты под завязку.

    - Мы пытаемся решить проблему заторов, - поделился с корреспондентом "РГ" начальник УГИБДД УВД по Омской области Евгений Ортман. - Дополнительно расставляем на оживленных перекрестках регулировщиков. Есть план восстановить автоматизированную систему управления дорожным движением, позволяющую обеспечивать так называемую "зеленую волну". Программа позволяет регулировать работу светофоров, однако обходится она недешево. Ее финансирование будет вестись поэтапно до 2012 года.

    Даже незначительная авария способна намертво закупорить движение на омских улицах

    Вносит ощутимую лепту в дорожные заторы и острый дефицит подземных переходов. Их на самых оживленных магистралях всего шесть, в то время как "зебры" встречаются едва ли не через каждые двести-триста метров. Автомобили, чтобы пропустить пешеходов, вынуждены ежеминутно останавливаться. Однако пока о масштабных подвижках в этом плане в мэрии не говорят: все упирается в пресловутый бюджетный дефицит.

    Влияет на пропускную способность дорог и нехватка дорожных знаков. По данным департамента городского хозяйства, сегодня порядка тридцати светофоров нуждаются в срочной замене.

    Едва ли оздоровит ситуацию ввод в строй первой ветки метрополитена, которая почти не повлияет на разгрузку центральных магистралей мегаполиса. Впрочем, в перспективе, когда, согласно генплану, Сити-центр переместится на Левобережье, эта линия подземки будет очень кстати. К тому же благодаря метро город приобрел еще один мост, и он, конечно же, изрядно разгрузил два других, соединяющих берега реки в центральной части Омска.

    Впрочем, сама организация движения - это лишь часть дорожного айсберга. Фактически остаются за кадром непреодолимые трудности с парковками. Из-за неимения иной возможности пробиться к офисам и супермаркетам водителям нередко приходится ставить своих "железных коней" едва ли не перпендикулярно проезжей части. Проекты новых торгово-офисных центров не учитывают в должной мере это обстоятельство. Лишь недавно началось строительство первого многоэтажного паркинга по корейским лекалам. Но его проектная вместимость - 64 машины - капля в автомобильном море.

    По словам начальника отдела организации дорожного движения Омскгражданпроекта Татьяны Ващакиной, сегодня в мэриях Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска есть специалисты, контролирующие строительство и эксплуатацию парковок. В нашем городе такой структуры нет. Потому и не удивительно, что в этой сфере все пущено на самотек.
    Так или иначе, проблема пробок сегодня требует комплексного подхода. Возможно, навести порядок на омских магистралях сумеет новый департамент дорожной деятельности и благоустройства. Его появление около месяца назад одобрили депутаты городского Совета. Однако пока структура не имеет руководителя, поэтому о планах и масштабах ее деятельности говорить рано.

    А как у соседей

    Красноярск

    Еще год назад нельзя было представить, что на многих магистралях Красноярска автомобиль будет двигаться быстрее пешехода. Однако благодаря активному расширению магистралей уже сейчас рассосалось несколько самых проблемных пробок. Стартовало строительство развязки в районе улицы Матросова и семиполосной магистрали на Белинского. Для этого пришлось потеснить памятник основателю Красноярска Андрею Дубенскому. В планах мэрии - строительство четвертого моста через Енисей.

    Как подчеркнул начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук, до конца года необходимо закончить капитальный ремонт на десяти дорогах.

    На развитие дорожной сети Красноярска в 2008 году направлено 1,5 миллиарда рублей. В прошлом году - 2 миллиарда. Сегодня в краевом центре зарегистрировано более 200 тысяч легковых автомобилей.

    Новосибирск

    Сегодня интенсивность движения в Новосибирске по двум автомобильным мостам через Обь составляет более 180 тысяч машин в сутки. Пробки здесь - явление привычное. Специалисты предупреждают, к 2010 году число автотранспорта достигнет уровня, когда мосты не справятся с потоком.

    Именно по этой причине в мэрии идет речь о строительстве третьего моста. Мост с тремя многоуровневыми транспортными развязками соединит федеральную трассу и новый южный обход Новосибирска. Специалисты впервые в России опробуют в деле арки сетчатой конструкции с гибкими подвесами. Обещают, что срок службы моста составит не менее ста лет.

    Кроме того, в 2009 году в Новосибирске управлять всем наземным пассажирским транспортом будет АСУ. Сегодня к автоматизированной системе управления подключено 230 троллейбусов и автобусов. Система навигации действует через спутник, соединяя транспорт с единой диспетчерской. В отличие от других городов в Новосибирске она совмещена с автоинформаторами, объявляющими остановки. Пока система работает в режиме GPS, но с развитием ГЛОНАСС планируется ее перевод на российскую навигацию.

    Кемерово

    Проблема транспортных пробок для Кемерова в настоящий момент не является особенно острой. Город - довольно молодой, имеет незначительную по территории историческую часть, строился изначально по генеральному плану, предусматривавшему параллельные улицы, проспекты и магистрали для разгрузки транспортных потоков. Однако учитывая печальный опыт других городов, местные власти разработал стратегический план развития транспортной сети. Он предусматривает строительство большого и малого транспортных колец, двух новых мостов и десятка многоуровневых дорожных развязок.

    Для воплощения планов в жизнь муниципалитет намерен привлечь федеральное финансирование, так как для городского бюджета подобные задачи неподъемны.

    Барнаул

    Для Барнаула транспортные пробки в последние годы являются настоящей головной болью. Дороги краевого центра способны вместить только 80 тысяч автомобилей, однако сегодня эта цифра превышена в несколько раз.

    По мнению специалистов, решить проблему заторов, вводя запреты на въезд в центр города или создавая одностороннее движение, вряд ли удастся. Реконструировать дороги за счет города тоже не реально. По мнению ученых, расширение дорог в центре города также не спасет его от пробок. Сегодня в мэрии прорабатывается вариант расширения периферийных улиц, увода транзитного движения за пределы краевой столицы и строительства моста. 

    Поделиться