Омская сцена примет лучшие театральные коллективы Европы

Инициативу Омской драмы - основать в регионе новый театральный форум - поддержал Леонид Полежаев. Отныне фестиваль "Академия" будет проводиться регулярно. Накануне его открытия корреспондент "РГ" встретился с директором театра Виктором Лапухиным.

Российская газета: В афише "Академии" - лучшие спектакли самых именитых европейских театров. Как удалось их заманить в Сибирь?

Виктор Лапухин: Действительно, зрители увидят 15 выдающихся работ режиссеров Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Германии, Сербии, Болгарии, Украины, Венгрии и Франции. Убедить европейских мэтров приехать в Сибирь было непросто. Но нам это удалось. Возможно, на их решение посетить экзотический край повлияла идея фестиваля - объединить и пропагандировать академический национальный театр, лучшие классические спектакли.

РГ: Поэтому его и назвали "Академия"? А другие варианты были?

Лапухин: Была мысль дать форуму имя Федора Достоевского. Однако хотя русского классика за рубежом любят и ставят, но не настолько широко, чтобы обеспечить репертуаром фестивальное движение. Поэтому мы решили расширить рамки форума, дав ему нынешнее имя.

РГ : Международный фестиваль - событие ответственное и затратное. Почему вы решили сделать этот шаг?

Лапухин: В советское время гастроли планировались. Со временем планы канули в Лету и театральная Россия перешла на фестивальное движение. Один из самых ярких и значимых форумов - национальный фестиваль "Золотая маска". Сегодня собственные фестивали имеются во многих городах страны: в Ярославле - имени Волкова, Екатеринбурге - "Реальный театр", Тюмени - "Золотой конек". Уже несколько лет и в Омске проходит форум "Молодые театры России". Однако со временем они взрослеют и становятся академическими. Омский театр драмы - обладатель шести "Золотых масок" - созрел для того, чтобы пойти дальше. Фестиваль "Академия" призван доказать, что регион имеет достаточный потенциал, чтобы вписать наш город в ряд мировых центров культуры. Мы подготовили проект, который поддержало омское правительство. Теперь это событие станет регулярным и будет проводиться раз в два года.

РГ: Будет ли открыта "Академия" для театрального эксперимента?

Лапухин: Безусловно, ведь понятие "классический" не означает "консервативный". В нашей афише присутствуют и авангард, и современная драматургия. Однако и то, и другое замешано на традициях высшей академической школы. В афише - и неожиданные проекты Русского инженерного театра "АХЕ", Вильнюсского малого театра, "Берлинер ансамбля", а также снежное шоу Славы Полунина. Все театральные работы, которые увидят омичи - успешные.

РГ: В афише Омск представлен спектаклями "Фрекен Жюли" и "Дачники" в постановке Евгения Марчелли…

Лапухин: Именно они, по мнению европейских критиков, имеют высокий творческий уровень. Эти спектакли собрали немало призов самых престижных театральных форумов и вызвали хороший резонанс в зарубежной прессе. Поэтому они органично вписались в афишу "Академии".

РГ: Что помимо театрального действия предполагает фестиваль?

Лапухин: В рамках форума мы решили организовать конференцию, посвященную взаимодействию театров и журналистов. Идею с удовольствием поддержали представители театральных изданий Англии, Польши, Словакии, Харватии, Сербии. Оказалось, что все они будут участвовать в подобном обмене мнениями впервые.

РГ: Если Омск соберет пишущую братию, можно предположить, что об "Академии" очень скоро узнает мир.

Лапухин: Мы тоже на это надеемся, поскольку эти люди публикуются во всех ведущих театральных изданиях.

РГ: Волнуетесь?

Лапухин: Конечно, ответственность очень большая. Впрочем, мы не сомневаемся, что "Академия" пройдет на достойном уровне - у региона и театра драмы на этот счет имеется богатый опыт. Очень надеемся на омского зрителя. От того, как он примет европейский театр, будет зависеть впечатление, которое увезут от нас высокие гости.