10.09.2008 04:00
    Поделиться

    Правительство может отменить квоты на гастарбайтеров для Сибири и Дальнего Востока

    Игорь Шувалов предложил отменить в Сибири и на Дальнем Востоке квоты на мигрантов

    В Иркутске открылся V Байкальский экономический форум. Однако первый вице-премьер Игорь Шувалов прежде всего повел речь не об инвестициях, а о привлечении кадров в регион. Только забайкальские проекты открывают 400 тысяч новых рабочих мест.

    Сибирь и Дальний Восток занимают особое место в долгосрочных планах развития страны, сразу застолбил Шувалов важность темы. Совсем недавно он был назначен главой госкомиссии по развитию Сибири и Дальнего Востока, ему же поручено курировать в правительстве и подготовку к саммиту АТЭС. Наверное, можно считать, что вчерашнее выступление первого вице-премьера во многом определит будущий вектор развития региона. Судя по всему, его в ближайшее время направят на социалку.

    В регионе сосредоточено 100 процентов всех российских алмазов, есть значительные запасы угля и нефти. Но все это, заявил Шувалов, вторично: "Богатства страны измеряются не природными ресурсами, а человеческим потенциалом. Необходимо, чтобы регион стал местом притяжения энергичных и предприимчивых людей".

    Пока это не так. Отток из региона столь велик, что сказочные природные богатства скоро будет некому осваивать. Один из способов решения проблемы - привлечение мигрантов, считает Шувалов. По его словам, правительство собирается решать вопрос об отмене квот на гастарбайтеров для Сибири и Дальнего Востока. Правда, речь идет только о высококвалифицированных мигрантах. Кроме того, советовал первый вице-премьер, следует изменить подход к принципам пространственного расселения. И главный принцип, по его словам, должен звучать так: "Нужные люди в нужном месте". И, наконец, надо открыть доступ к нормальным и комфортным условиям жизни.

    Подробности своих идей Шувалов, впрочем, излагать не стал. Но ясно дал понять, что к созданию комфортных условий для населения придется подключиться бизнесу. Для ускоренного развития сибирских и дальневосточных регионов существует специальная ФЦП, есть и ряд других программ. "Однако качество жизни не создается только за бюджетные деньги", - намекнул Шувалов бизнесу. В качестве встречного хода он лишь заметил, что надо преодолевать "правовую оторванность" региона от центра.

    Предпринимателям предложение Шувалова в любом случае не должно казаться призывом к чистой благотворительности: по некоторым подсчетам, на крупных проектах, запускаемых в Забайкалье, появится 400 тысяч новых рабочих мест. И если завозить для них рабочих вахтовым методом из центральной России, надо будет ежемесячно запускать по 500 поездов.

    Тем временем глава минрегиона Дмитрий Козак предложил по максимуму использовать механизм ФЦП. Только по Сибири и Дальнему Востоку, напомнил он, их (кроме основной по развитию региона) действует почти два десятка, по ним строится более 600 объектов, заказчиками которых являются 49 органов власти. Чтобы не возникало чиновничьей путаницы, нужен один координирующий орган, предлагает глава минрегиона. По его мнению, такую роль на себя могли бы взять полпреды президента в федеральных округах.

    Главной точкой приложения бюджетных денег в регионе на ближайшие годы скорее всего станет транспортная инфраструктура. Без нее люди не хотят ехать в регион, где нет дорог, а бизнесу нет смысла идти в разведку и добычу полезных ископаемых. В стоимости кузбасского угля почти 50 процентов приходится на транспортные расходы, подсчитал полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Но за счет госсредств и на условиях частно-государственного партнерства инвесторам облегчат путь к недрам. С привлечением денег Инвестфонда в регионе собираются строить железнодорожную ветку к залежам полезных ископаемых в Забайкальском крае, расширять Кузнецовский тоннель на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, обеспечивать дорогами проекты по комплексному развитию Забайкалья и Южной Якутии, промышленный кластер в Приамурье, напомнил глава минтранса Игорь Левитин. Общая стоимость "транспортных" проектов для региона составит 950 миллиардов рублей, бизнес профинансирует их на 70 процентов. В сибирские и дальневосточные дороги будут вкладываться и бюджетные деньги: в следующем году из казны будет выделено на 46 миллиардов рублей на федеральные трассы, еще 20 миллиардов рублей - на местные дороги. Глава РЖД Владимир Якунин обещал, что плотность сети железных дорог в Сибири вырастет более чем на треть, на Дальнем Востоке - на 80 процентов.

    По мнению министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева, добиться изменения к лучшему в регионе можно за счет предоставления права пользования месторождениями. Уже в ближайшие три-четыре года за счет разработки месторождений можно создать не менее шести крупных градообразующих центров на востоке страны. Первым из них может стать крупнейшее в мире по запасам меди Удоканское месторождение. При этом министр сообщил, что проведение конкурса на право пользования им переносить не планируется. Тендер назначен на 17 сентября, ранее он дважды переносился. Что касается еще одного крупнейшего в мире месторождения, но уже по запасам золота - Сухого Лога, то решение о проведении тендера по нему будет принято после того, как федеральные власти проанализируют результаты применения конкурсного механизма по Удокану. Говоря о еще одном крупном месторождении - Ковыктинском газоконденсатном, - Юрий Трутнев сообщил, что министерство недовольно ситуацией. Однако корректировать условия лицензионного соглашения не планируется.

    Юрий Трутнев не мог обойти вниманием ситуацию с вводом в строй замкнутой системы очистки на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Министр отметил, что он должен был состояться на этой неделе, но перенесен на конец сентября. При этом Юрий Трутнев отметил, что после замыкания системы, когда комбинат перестанет сбрасывать стоки в озеро, все равно предстоит решать вопрос по накопленным загрязнениям.

     

    Поделиться