Вчера на "деловом завтраке" в "РГ" побывал руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Сергей Зверев.
Разговор шел в основном о том, что изменится в деятельности столичных муниципалитетов после вступления в силу закона о местном самоуправлении, которое произойдет в начале будущего года. Не обошли журналисты и других острых вопросов.
Российская газета: Сергей Иванович! Известно, что вы являетесь членом рабочей группы, созданной при представителе президента РФ по Центральному федеральному округу для урегулирования спорных вопросов, касающихся границы между Москвой и Московской областью. Как продвигается эта работа?
Сергей Зверев: Достаточно плодотворно. Если полтора года назад по "пограничному вопросу" у двух субъектов Федерации было 87 спорных моментов, то сейчас осталось меньше десятка.
РГ: Какие именно?
Зверев: Оставшиеся разногласия касаются прежде всего ширины отвода Московской кольцевой автодороги. В соответствии с проектом, по которому строилась магистраль, полоса отвода была заложена шириной 90 метров - то есть по 45 метров в каждую сторону от оси. Сама же дорога пока занимает примерно половину этой полосы. Но ведь придет когда-то время и ее расширения, машины по МКАДу уже сейчас зачастую еле двигаются. Поэтому столица считает, что полоса шириной 22-23 метра от края дороги в сторону Московской области принадлежит ей. А подмосковные власти уверяют, что бровка МКАД - это и есть граница между нами.
РГ: Эта двадцатиметровая полоса зачастую со стороны области уже занята...
Зверев: Увы! Действительно, впритык к МКАД стоит торговый комплекс "Икеа", ряд сооружений в городе Реутове...
РГ: И что же теперь делать? Сносить их?
Зверев: Зачем? Мы ищем компромиссы, которые устроят обе стороны. И я думаю, что по МКАД они будут найдены.
РГ: А со Щербинкой как обстоят дела? Урегулирован спор?
Зверев: Пока еще тоже идут переговоры. Дело это непростое. Москва имеет в своих руках всю документальную базу, которая подтверждает, что эта земля столичная. А Подольский район в свое время принял закон о том, что Щербинка - их территория. Аналогичная ситуация в Зеленограде - и у Москвы, и у Подмосковья есть документы, подтверждающие их право на одну и ту же землю.
Или взять ту же Ленинградку. Почему Москва дошла с ее реконструкцией до МКАД и дальше уперлась в узкое горлышко в районе Химок? Дело в том, что если брать асфальтовое полотно трассы, то оно принадлежит Москве. А вот земля, на которую оно уложено, уже собственность Московской области...
В общем, по большинству вопросов все документы уже подписаны представителями обеих сторон, а судьба самых сложных, видимо, будет решаться в ходе встречи мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Московской области Бориса Громова.
РГ: И когда это произойдет?
Зверев: Руководителями столицы и области поставлена задача согласовать границу на всем протяжении до 1 октября. После того, как не останется спорных моментов, проект соглашения будет вынесен на утверждение обеих дум - Московской городской и областной. Затем документ будет направлен на утверждение Совета Федерации и лишь после этого вступит в силу.
Похоже, что острые споры по поводу, чья же это земля, не раз за последние годы сотрясавшие Московский регион, и в самом деле близятся к концу. Правда, гость "РГ" не назвал еще один спорный объект, пожалуй, даже самый спорный, по которому, видимо, Москве и Подмосковью будет труднее всего найти взаимопонимание. Это Шемеретьево. Ведь у Москвы есть документальное подтверждение, что вся эта территория - не только аэропорта, принадлежит столице еще с 60-го года, когда Президиум Верховного Совета РСФСР передал ее Москве вместе со всем лесопарковым поясом. И даже когда год спустя большую часть пояса забрали назад, то Шереметьево, Внуково, Люблино и Кунцево остались в черте столицы. Но правительство Московской области, получившее уже в постперестроечное время поручение от федерального правительства решить там кое-какие чисто земельные вопросы, пришло к выводу, что теперь все Шереметьево - часть области. Собственно, из-за этих разногласий до сих пор не реконструирован и главный аэропорт страны - Москва предлагала привести его в порядок еще в 90-е годы.
Впрочем, сейчас есть все основания надеяться, что будет решен и этот вопрос. И тогда в прошлом останутся недоразумения между двумя субъектами Федерации, тормозившие и строительство жилья для военных, и реконструкцию дорог, и сохранение лесопарковой зоны на границе Москвы и Подмосковья.