Глава Брянска раскрыл стратегию развития города

События, происходящие в городе, вызывают у его жителей много вопросов. Это и "точечная" застройка, расширение проезжей части, проблемы ЖКХ... Глава города Игорь Алехин рассказывает об этих проблемах, отвечая на вопросы.

- В городе новое смущение умов: квартиросъемщики встревожены тем фактом, что появилось новое для них предприятие, которое с сентября принимает плату за жилищно-коммунальные услуги. Есть ли основания для беспокойства?

Игорь Алехин:
На этом рынке долгое время был один игрок - МУП "Расчетно-кассовый центр" (РКЦ). Он вел реестр муниципального жилищного фонда, начислял льготы, печатал квитанции и собирал деньги. Дошли до 97 процентов сборов  - очень высокий результат. А сейчас появилась альтернативная организация - ООО "РИРЦ". Это законно, потому что управляющая компания сама может выбрать, какой расчетно-кассовый центр будет выполнять функции сбора платежей. Причем деньги за коммунальные услуги здесь не задержатся, а сразу будут перечислены на счета Брянских коммунальных систем, горводоканала и прочих служб, с которыми управляющая компания заключила договор. Почему мы должны взять под контроль эту ситуацию? Чтобы иметь определенные гарантии и защитить население. Количество подобных расчетно-кассовых организаций не должно увеличиться до сотни. Со временем, думаю, их будет три или пять, но в переходный период городские власти должны контролировать положение.

- Вступая в должность главы Брянска два с половиной года назад, вы говорили, что главное - определить стратегию развития города. Что удалось? Изменились ли цели и понимание самой стратегии?

Алехин: Согласитесь, есть разница: управлять коллективом из 10 человек, тысячи или городом почти в полмиллиона.  Это не обычное предприятие. Здесь мы опираемся на жесткие цифры бюджета, корректируем решения в соответствии с социальными задачами, и именно они являются приоритетными. Соответственно, критерии оценки работы, в отличие от предприятия, не чисто экономические, а социальные. И факторы, которые оказывают влияние на эти оценки, растянуты во времени. Имею в виду системные изменения в сфере образования, здравоохранения, реконструкцию тех же парков и скверов… Невозможно выразить в цифрах, как жители чувствуют себя в городе,- это не температуру человеку измерить, это субъективное восприятие. Вот сегодня мы парк отреставрировали - здорово, а завтра ты ждешь троллейбус на остановке - и у тебя портится настроение.

- Насколько эффективна нынешняя структура городской власти? Анализируется ли работа служб?

Алехин: Работа анализируется, и структуру я не считаю оптимальной. Ее постоянно нужно совершенствовать. Например, функции соцзащиты по федеральному закону перешли на областной уровень, но у города осталась функция опеки и попечительства. Бросить на произвол судьбы эту сферу мы никак не можем. Поэтому, исключая городскую службу соцзащиты, мы должны были предусмотреть появление специалиста по опеке. Или возьмем сферу градостроительства. Когда шла длительная, системная, творческая работа по формированию и утверждению правил землепользования и застройки территорий Брянска, для участия в ней было привлечено много архитекторов. Сегодня столько специалистов по архитектуре в Главном управлении развития территории города (ГУРТ) не нужно - они могут работать как консультанты в коммерческих фирмах, создавая оригинальные творческие проекты отдельных объектов, которые затем пройдут согласование у главного архитектора Брянска.  Теперь появилась необходимость в технических специалистах, которые оформляют документацию на строительство, значит, будем увеличивать штат ГУРТ. Но чтобы сохранить равновесие по общей численности городских служб, соответственно, должна сократиться служба городского земельного комитета (ведь земельными отношениями в Брянске сейчас занимается областной департамент). Мы стараемся развивать городские службы, работающие на стратегических направлениях, для того чтобы оптимизировать работу без раздувания штата. Остро стоит вопрос наполнения так называемой муниципальной казны, где должно быть сконцентрировано муниципальное имущество. Пока оно формально находится в собственности муниципальных предприятий, эффективно управлять им проблематично.

- Игорь Иванович, скажите, насколько Брянск сегодня уютен, насколько он может воздействовать на подрастающее поколение с эстетической точки зрения?

Алехин: Сказать, что все устраивает, не могу. Например, в центре города - на улицах Красноармейской и Пересвета незаконно строится огромное здание. Город никакой разрешительной документации на него не давал. Более того, оно не вписывается в градостроительный план. Я говорил с жителями соседних "маленьких" пятиэтажек - они тоже выражают недовольство. Узаконивать незаконно построенные здания - это неправильный подход. Есть градостроительный план, утверждены правила землепользования и застройки - ими и руководствуемся. Эти документы учитывают требования развития города и в то же время сохранения зеленых рекреационных зон. Скажем, есть проблема - низкая пропускная способность дорог, значит, новые микрорайоны мы проектируем уже с учетом увеличения числа автомобилей. Но как поставить заслон недобросовестным строителям? Ведь, на мой взгляд, самые опасные ошибки совершаются именно в сфере градостроительства. Если дорогу плохо заасфальтировали, через год асфальт переложить можно. А вот когда здание на неразрешенном участке построили? Его так просто с места на место не перенесешь, это уже на десятилетия! 

- Не будет ли ошибкой и застройка территории старого аэропорта? "Город в городе" - это гарантированные пробки в будущем...

Алехин:  "Город в городе" - это, конечно, метафора. Никто не говорит о том, что там будет обособленное муниципальное образование. Конечно нет. Мы используем такой термин, чтобы акцентировать, что при строительстве нового микрорайона будут применяться новейшие технологии и, возможно, принципиально иные архитектурные решения. Причем мы не ставим задачу строительства здесь мегаполиса с высотками, которые стояли бы в нескольких метрах друг от друга. Здесь важно найти золотую середину: с одной стороны - коммерческий интерес инвестора, с другой - комфорт проживания людей и в самом микрорайоне, и в городе. Проект предусматривает широкие улицы и бульвары, зеленую зону. Появятся здесь и сады, школы, стадион. С учетом создания хорошей транспортной развязки жилье здесь будет востребовано, причем приобретать его смогут не только состоятельные горожане, но и средний класс. 

Самые опасные ошибки совершаются в сфере градостроительства: построенные в неразрешенном месте здания так просто не перенесешь

- Тем не менее в центре Брянска поселятся десятки тысяч человек, а мусор уже сейчас некуда вывозить…

Алехин: Мы взяли за правило раз в неделю изучать санитарное состояние города. Да, есть много претензий по поводу вывоза мусора "Спецавтохозяйством", пришлось даже отозвать из отпуска директора этого предприятия. Мне объясняют, что не хватает средств и потому мусор вывозится вместо двух один раз в день… Рассматривая подобные ситуации, я прихожу к выводу, что основная проблема ЖКХ - отсутствие конкуренции. На "рынок мусора" должны прийти частные компании, которые будут бороться за потребителя. Если бы наряду с муниципальным предприятием "Спецавтохозяйство" свои услуги по вывозу мусора оказывала частная организация, качество было бы выше у обоих. Сейчас мы продолжаем переговоры по вопросу строительства мусороперерабатывающего завода - это, на мой взгляд, тоже должно быть точкой приложения сил частного инвестора и источником экономии бюджетных средств. В последние годы на рассмотрение были представлены различные проекты. Планируем в вопросе выбора инвестора для строительства мусороперерабатывающего завода поставить точку уже в ближайшие месяцы.

- ЖКХ остается очень "прожорливой" сферой. Можно ли здесь ожидать серьезных перемен?

Алехин: Эти проблемы характерны для любого субъекта РФ.  Мы постепенно уходим от муниципального ЖКХ в частное самоуправление, и этот процесс через федеральный фонд поддерживается государством. Реформа заставила собственников жилья задуматься о потерях ресурсов. И сегодня практически во всех ТСЖ установлены счетчики воды и тепла: многие уже понимают, что экономия возможна, если мы оплачиваем не отпущенные услуги, а потребленные. То же касается и городского хозяйства. Мы учимся экономить: за последние годы установили счетчики тепла во всех учреждениях здравоохранения и образования.  Что же касается тарифов на коммунальные услуги, то они жестко регулируются государством. Но при этом само государство настаивает на том, чтобы процент оплаты населения за услуги поднялся до 100. Население Брянска платит в этом году 88 процентов. И мы должны четко понимать, что, пока есть определенный процент непрозрачности, инвестор в ЖКХ не придет: он будет думать, насколько окажется зависимым от власти, которая должна погашать этот "непрозрачный" процент. Как только доля оплаты населения достигнет 100 процентов, возрастет и процент выгоды для бизнеса вкладывать деньги в развитие сферы ЖКХ.

- Как будете сокращать очереди в детские сады? Некоторые горожане шутят: мол, когда молодой папа Игорь Алехин запишет и своего ребенка в детсад, тогда все и сладится.

Алехин: Демографические процессы цикличны. В свое время, когда потребность в детсадах отпала, их перепрофилировали, причем некоторые помещения отдали тем структурам, вернуть из которых ныне не представляется возможным. И это, конечно, плохо. Сегодня, когда начался беби-бум, мы не успеваем строить детские сады. Возведение нового здания обходится в 80 миллионов рублей. Для четырехмиллиардного городского бюджета, поверьте, это серьезная сумма. Но уже сейчас мы обратились в областную администрацию, чтобы зарезервировать на территории города 5 мест под детские сады. Будем, где это возможно, совмещать детсады со школами. Продолжаем возвращать детским садам их помещения. В этом году откроется "Гвоздичка" в 5-м микрорайоне. На капремонт этого детского сада потребовалось более 20 миллионов рублей. Строится детсад в Радице-Крыловке - взамен сгоревшего. В ближайшее время приступим к ремонту здания бывшего детсада по улице Крахмалева, откуда "выселились" государственные службы, и его реконструкция обойдется не дешевле. Мы поддерживаем частные детские сады: те из них, что занимают муниципальные помещения, освобождаем от арендной платы.

- Когда и какие дороги-дублеры появятся в городе? Во что это обойдется?

Алехин: То, что мы можем сделать своими силами, мы делаем. В Советском районе строим продолжение улицы Горького - сквозной выход на улицу Калинина позволит разгрузить центр города. Конечно, не все жители улицы довольны, так как привыкли к тишине и спокойствию. Но надо понимать, что это вынужденная мера, для того чтобы свободнее задышал организм целого города, чтобы движение не замерло в огромной пробке. Запланировано и строительство дороги, которая по улице Малыгина через Судки выйдет к бассейну "Динамо". Расширены улица Красноармейская, Городищенская горка. Но при этом надо понимать, что внутри города мы не можем расширять дороги до бесконечности. Грандиозное строительство связано с объездной дорогой, которая пройдет в пойме Десны и соединит Фокинский и Володарский районы. И если раньше мы говорили, что строительство такой дороги возможно только с привлечением федеральных средств, то сегодня появляются инвесторы, которые готовы строить жилье и гипермаркеты и, в качестве обременения, прокладывать к ним дороги.

- Нина Морозова возмущается: насыпали щебенку во дворе ее дома на улице Крахмалева, обещали до 20 августа проложить дорогу и тротуары, но ничего не сделали. Почему получается так, что строители уходят или приступают к работе в ноябре?

Алехин: В прошлом году были выделены значительные средства на ремонт дорог и асфальтирование дворовых территорий: более 300 миллионов из федерального бюджета, 170 миллионов - из городского. Но деньги из федерального бюджета поступили лишь в конце октября, и потому некоторые работы вовремя завершить не удалось - они были сделаны лишь частично. В этому году, вопреки ожиданиям, государственные средства не поступили, поэтому мы можем рассчитывать только на собственные силы - в городском бюджете на ремонт дорог отведено 140 миллионов рублей. Да на минувшей сессии горсовета удалось выделить дополнительные средства. На них и будем завершать начатое в прошлом году. Не волнуйтесь, ни о ком не забыли.

- В других областях появляются заводы мировых брендов. А у нас нет. Почему?

Алехин: Брянская область может развивать производство строительных материалов, лесопереработку. Большой потенциал региона связан и с близостью границы - здесь возможно строительство нефтеперерабатывающих предприятий и терминалов. А вот дефицит квалифицированной рабочей силы - наша основная проблема. От этого страдают и существующие заводы - специалистов не хватает.  Строительство автогигантов и прочих заводов крупных корпораций в соседних регионах тоже влечет за собой дополнительный отток рабочей силы из Брянска. Поэтому повышать инвестиционную привлекательность областного центра и региона нужно всеми  средствами. Мне кажется, чтобы жители Брянска вновь стали возвращаться к рабочим профессиям, не уезжали на заработки в другие города, им нужно поверить в себя, поверить в свой город.  Когда горожане ощутят свою внутреннюю силу и единство, когда перестанут бороться "с кем-то", а начнут "во имя", тогда, наверное, произойдет перелом в сознании, который отразится и на экономике. Ведь люди - вот наш скрытый резерв, наш главный капитал.