Из-за генетических нарушений в центре патологии тазовых органов Областной клинической больницы ежегодно проходят лечение около тридцати маленьких пациентов.
Руки хирургов исправляют врожденные пороки полового развития. По оценке врачей, такие проблемы в России имеют около двух процентов детей. Часть из них появляются на свет гермафродитами - они наполовину мальчики, наполовину девочки.
Еще несколько лет назад омские врачи выявляли лишь единицы подобных нарушений. А поскольку в Омске помочь детям никто не мог, их отправляли на дорогостоящие операции в Москву. Многие оставались со своей бедой один на один. Последствиями нерешенной вовремя проблемы были одиночество, психические и онкологические заболевания, суициды. Сейчас уникальные операции стали проводить и в Омске. Сегодня Центр патологии тазовых органов Областной детской клинической больницы - единственный в Западной Сибири и на Урале. Здесь лечат не только омичей, но и пациентов из соседних регионов и Казахстана. Ежегодно проводится около тридцати операций. Недавно одна из первых пациенток центра, появившаяся на свет без внешних половых органов, вышла замуж и родила ребенка.
Пациенты центра - дети необычные. Внешне многие девочки и мальчики выглядят так же, как сверстники. Однако их внутреннее строение может отличаться от стандартов с точностью до наоборот.
- Каждая операция по корректировке пола - это штучная ювелирная работа, - сообщил корреспонденту "РГ" заведующий кафедрой детской хирургии ОГМА, руководитель Центра патологии тазовых органов Андрей Писклаков. - Прежде чем принять окончательное решение, мы консультируемся с генетиками и другими узкими специалистами. С пациентами работают психологи. Главная цель такой подготовительной работы - определить, какой пол наиболее близок ребенку. Ведь когда эти дети повзрослеют, ошибка врачей может сломать им жизнь.
Сегодня хирургическими методиками таких операций омские врачи овладели в совершенстве и даже разработали свой метод пластики органов. Но это, по словам медиков, еще не самое главное. Важно, чтобы дети привыкли к своему новому "я".
Шестилетней Ирочке из Казахстана сделали операцию год назад. Когда она появилась на свет, родители подумали, что у них родился мальчик. Первенцу дали имя Максим, соответственно его и воспитывали. За это время он так привык к машинкам и обществу мальчишек, что до сих пор иногда забывает о своей истинной природе: не любит кукол и нарядные платья.
- Осознание своего пола приходит к ребенку уже к четырем годам, - прокомментировал Андрей Писклаков. - В более позднем возрасте любые изменения в этой сфере связаны с серьезной психологической травмой. Но, к сожалению, вовремя распознать нарушения полового развития врачам удается не всегда.
По словам хирургов центра, провести диагностику такой патологии под силу только узким специалистам. Между тем детская андрологическая служба региона только начала формироваться, и массово обследовать мальчиков пока некому. Детские гинекологи в области есть, но к ним на прием большинство детей попадает только во время школьных медосмотров. Неудивительно, что некоторые люди узнают о своей второй сути только повзрослев, когда обращаются к специалистам с жалобами на бесплодие. Тогда у людей ломается весь привычный уклад жизни, рушатся семьи.
Непросто бывает пережить чудесное превращение сына в дочь и родителям. Например, с мамой Максима пришлось долго работать психологам центра. Хватает таким семьям и бытовых проблем. Иногородние дети часто не могут беспрепятственно вернуться домой - таможенникам и транспортным контролерам бывает непросто объяснить, почему в Омск приехал ребенок одного пола, а уезжает совсем другого. Врачам центра патологии тазовых органов приходится рассылать документальные подтверждения личности пациента во все инстанции. Родителям и их детям - спасаться от сплетен и насмешек соседей: менять место жительства, школы и детские сады.
По-хорошему таких сложностей можно было бы избежать, если бы каждый ребенок проходил обследование на предмет врожденных патологий полового развития еще в роддоме. Однако о таких диагностических возможностях врачам центра остается только мечтать.
Наталья Герасименко, главный генетик Омской области:
- От подобной беды не застрахован никто, хотя встречаются такие отклонения довольно редко. Родители ребенка с недифференцированным полом, как правило, вполне здоровы. Нарушения происходят на генном и хромосомном уровне еще в процессе формирования плода.
Может спровоцировать развитие патологии и прием гормональных препаратов во время беременности. Однако диагностировать пороки полового развития заранее пока невозможно, поэтому специалистам приходится устранять не причину, а следствие недуга.
Следить за правильным половым развитием юных жителей Прииртышья пока некому