24.09.2008 03:15
    Поделиться

    В областях Верхней Волги орудуют "черные" лесорубы

    "Черные" лесорубы пользуются несовершенством законодательства

    В областях Верхней Волги проходят проверки соблюдения законодательства в сфере лесопользования. Увы, доказать причастность к "лесному" преступлению сегодня можно, лишь поймав вора за руку с пилой.

    Сотрудники УВД по Костромской области утверждают, что раскрыть преступления по статье 260 УК РФ "Незаконная рубка" крайне сложно. Несанкционированные делянки в лесу очень трудно обнаружить, но даже если место преступления находится, отыскать самих "черных" лесорубов практически нереально. Впрочем, даже застигнутый при незаконной погрузке и перевозке вор может заявить, что сам был обманут работодателем.

    Как правило, этим людям известны все лазейки как в разоряемом лесу, так и в лесном законодательстве. По данным отделения информации и общественных связей УВД по Костромской области, за 7 месяцев 2008 года сотрудники УВД выявили 209 "лесных" преступлений. В большинстве из них предметом преступного посягательства являлся непосредственно лес.

    Ау, инспектор!

    Лесохозяйственники основными причинами расцвета подобных преступлений называют реорганизацию лесных хозяйств и несовершенство Лесного кодекса. Напомним, что с 1 января 2007 года управление сферой лесопользования было передано органам власти субъектов РФ, лесные хозяйства реорганизованы в лесничества, колхозные леса объединены с федеральными под одним началом, в связи с чем штат лесников сократился в несколько раз.

    - В Ярославской области на сегодняшний день 15 лесничеств, в которых работают немногим больше трехсот человек, - рассказывает первый заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Владимир Ищериков. - В том числе 160 государственных лесных инструкторов, охраняющих леса от правонарушителей. За счет присоединения колхозных лесов площадь, подведомственная лесничеству, увеличилась почти в два раза. Учитывая, что до реорганизации "армия" лесной охраны составляла более 1200 человек, разница существенная - сил, конечно, не хватает. Раньше так называемый обход лесника составлял около тысячи гектаров. Теперь должность лесника сократили, и на одного лесного инспектора приходится почти 11 тысяч гектаров леса. Как следствие - снизилась выявляемость лесонарушений с 70 до 20 процентов.

    - Мы, лесники, практически все время находились в лесу - занимались восстановлением леса, уходом за ним, вывешивали предупреждения о возможности пожаров, ставили шлагбаумы на въездах, - вспоминает бывший лесник из Ивановской области Владимир Демчук. - Я в своем обходе все знал, без моего ведома из леса никто не мог лишнюю палку вынести. А теперь, пока эту вырубку незаконную заметят, несколько дней пройдет, и следов не сыщешь.

    По словам Олега Неберова, специалиста отдела лесного контроля и надзора за лесным фондом на территории Заволжского межрайонного лесничества Ивановской области, тотальный контроль за лесом им не подвластен.

    - Милиции приходится сталкиваться с незаконным вывозом леса, она патрулирует дороги и трассы, - объясняет Неберов. - Конечно, патруль может проверить известные ему пилорамы, но обнаружить незаконную вырубку в чаще ему сложно.

    Ничья сосна

    Зато для арендаторов Лесной кодекс предоставляет массу возможностей. Перечень видов лесопользования, ради которых лес может сдаваться в аренду, в новом кодексе значительно расширился. Заниматься охраной леса на выделенном участке тоже должен арендатор, но мало кто из временных пользователей этим всерьез озабочен.

    - Раньше лес был недвижимым имуществом и все правоотношения осуществлялись с участками лесного фонда, - объясняет Владимир Ищериков. - Сегодня лес стал движимым имуществом, а лесной участок этим кодексом квалифицируется как земельный участок, то есть фактически мы сейчас землю передаем с этим лесом в пользование, а это все уже упирается в земельное законодательство.

    Нестыковки последнего Лесного кодекса с земельным законодательством привели к тому, что леса, которые раньше располагались на землях сельхозназначения, но при этом относились к государственному лесному фонду, остались "ничьи".

    Можно ли считать закон нарушенным, если частный предприниматель, взявший в аренду колхозную землю, рубит на ней лес? Например, один из частных предпринимателей оформил в собственность землю "погибающего" колхоза в Даниловском районе Ярославской области. В бывшем колхозном лесу вырубил гектар деревьев, прибрал за собой делянку, высадил новые саженцы. Земля его, лес - "движимый", но документов на вырубку ему никто не давал. Департамент лесного хозяйства Ярославской области подал на предпринимателя в суд.

    Трудности перевода

    В Ярославской области 43 процента всех лесных угодий составляют те самые "ничьи" колхозные леса.

    - Если эти земли перевести в категорию земель лесного фонда, средства из федерального бюджета будут направляться на все нужды этих лесов: охрану, тушение пожаров и так далее, а сегодня у нас на это даже полномочий нет, - говорит Владимир Ищериков. - Необходимо, чтобы руководство каждого из колхозов дало свое согласие на перевод земель, находящихся в их постоянном пользовании, в категорию земель лесного фонда. В Костромской области такой перевод уже произошел. В нашей области на это согласны далеко не все: многие надеются, что эти земли отдадут в частную собственность.

    Выходит, что помимо "черных" лесорубов, ставших практически неуловимыми, вред лесным чащам могут нанести и их законно-незаконные владельцы, сами себе выбирающие делянки из лучших деревьев.

    Комментарий

    Владислав Радостин, начальник отделения информации и общественных связей УВД по Ивановской области:

    - Недавно все незаконные лесозаготовители начали нести более суровое наказание, чем их криминальные предшественники. Дело в том, что в августе 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 145, который ужесточает санкции статьи 260 УК РФ. По старому законодательству криминальные лесные деятели получали реальный срок лишения свободы крайне редко. Теперь же ситуация кардинально изменилась. Например, если действия нелегального лесоруба подпадут под часть первую статьи 260 УК РФ, то ему грозит реальное лишение свободы сроком до одного года. Раньше такого гражданина суд чаще всего наказывал исправительными работами. Значительно увеличились и сроки лишения свободы, предусмотренные другими частями "лесной" статьи. Теперь максимальный срок лишения свободы за воровство леса равен шести годам - раньше он был в два раза меньше. Также значительно увеличились размеры штрафов как для физических, так и для должностных и юридических лиц.

    Тем временем

    В Ярославской области планируют создать экологическую милицию. С этой инициативой выступили местные экологи. Специалисты полагают, что люди в форме и с оружием смогут противостоять в первую очередь незаконным вырубщикам леса, поскольку эта проблема сейчас наиболее актуальна для региона, а также браконьерам на воде. Губернатор области Сергей Вахруков инициативу поддержал. По словам директора областного департамента лесного хозяйства Виктора Белянкина, в ближайших планах - организация подразделения экологической милиции в составе 38 человек, которые будут распределены по районам области. Скорее всего, подразделение будет организовано за счет средств управления внутренних дел.

    Поделиться