Сегодня, ремонтируя одну из самых старых городских улиц, строители сталкиваются с многочисленными трудностями.
Несносный сектор
Очертания будущей автомобильной трассы пока видны лишь контурно. Зато вдоль дороги уже расставлены столбы будущих фонарей. Часть из них располагается впритык к двадцати двум частным жилым домам, которые по плану должны снести. Расходы на демонтаж и выплата компенсаций жильцам изначально закладывались в смету реконструкции. Но гладко было только на бумаге…
"РГ" уже касалась этой темы. К середине августа вариантов выхода из довольно конфликтной ситуации практически не было. Хоть какую-то альтернативу городские чиновники предложили далеко не всем собственникам. Как выяснилось, и за прошедший месяц кардинальных сдвигов не произошло. Например, в двухэтажном деревянном особняке по адресу: Орджоникидзе, 90 как работали, так и продолжают работать сразу несколько коммерческих организаций.
- Мы здесь арендаторы, и нас никто не ставил в известность, когда мы должны покинуть это здание, - рассказала корреспонденту "РГ" Наталья, одна из сотрудниц агентства недвижимости.
- Каждый сейчас пытается решить свои проблемы в одиночку, - говорит пенсионер Гавасхан Абуталипов, живущий в частном доме по адресу: Орджоникидзе, 106. - На месте моего дома вообще-то уже должны были лежать трамвайные пути. Пришлось защищать свою собственность с помощью внуков, и теперь дорожники заново копают траншеи. Ходят слухи, что некоторые наши соседи нашли компромисс с мэрией. У нас положение иное. И земельный участок, и дом мы давно приватизировали. К нам приходил человек из муниципалитета. Зачитывал статьи, распоряжения. Его напрямую спрашивали: как быть с компенсацией? Ответа так и не добились. А недавно пришло письмо из департамента имущественных отношений. Как там написано, в течение ближайшего года наш участок в связи с реконструкцией собираются просто изъять. О сумме отступных опять же ни слова. Вот сейчас в спешном порядке бегаем по инстанциям, среди знакомых ищем юридически подкованных людей, чтобы понять, насколько это законно.
Подводные рифы
Сегодня улица с трудом справляется с нашествием тяжелой техники. Мало того, постоянно натыкаешься на свежие траншеи, вырытые под коммуникации. Дорога на Орджоникидзе, кстати, до недавних пор была лишь частично оснащена ливневой канализацией. Теперь, когда магистраль начали коренным образом реконструировать, этот существенный недостаток хотят устранить. И неожиданно натыкаются на "подводные рифы".
- Эта улица одна из самых старых в Омске, - сообщил корреспонденту "РГ" один из подрядчиков Яков Вагнер. - Похоже, именно поэтому на наших картах отсутствует часть информации о старых инженерных сетях. Мы роем землю и сами порой не знаем, что можем обнаружить. А нынешние правообладатели той же ливневки говорят: о, ну раз вы ее раскопали, то теперь и доводите до ума.
Холода не беда
Напомним, в прошлом году, когда в Омске впервые взялись за масштабную реконструкцию дорог, рабочие принялись за дело лишь 20 сентября.
- Нам тогда очень повезло с погодой - было очень сухо и тепло, - до сих пор благодарят небесную канцелярию в департаменте городского хозяйства.
Похоже, в этом году природа решила вернуть долги и с приходом осени уже не раз заставила строителей ежиться от холода. Дополнили невеселую картину дожди различной интенсивности.
- Погода нам не мешает, - успокоил Яков Вагнер. - В какой-то степени дожди даже помогли. Мы как раз укладывали щебень, и лишняя влага позволила уплотнить дорожную подушку.
Как сообщил генеральный подрядчик, окончание работ на улице Орджоникидзе запланировано на 30 ноября. А на случай форс-мажора у специалистов есть некоторые заготовки.
- По технологии укладка асфальта должна производиться при среднесуточной температуре в пять градусов тепла, - продолжает Вагнер. - Однако у нас есть опробованный метод и для работы в условиях пониженных температур. Будем использовать специальные разогреватели, которые позволят укладывать дорожное полотно без серьезной потери качества. Говорю об этом с полной ответственностью, поскольку мы уже подписали соответствующие гарантийные письма.
Сейчас на улице Орджоникидзе трудятся 22 субподрядные организации. Пока дорожники работают от рассвета до заката, однако к финальной фазе перейдут на круглосуточный режим.
Одной из главных отличительных особенностей будущей трассы станет расположение трамвайных путей. Они лягут на один уровень с асфальтовым покрытием. Сегодня новые рельсы уже завезены.
- Почаще приезжайте, при виде журналистов люди у нас начинают ставить трудовые рекорды, - с улыбкой замечает один из прорабов. Его рабочие в это время с энтузиазмом уплотняют щебень под только что уложенными шпалами.
По словам дорожников, ключевой момент стройки наступит в середине октября. Тогда основной объем работ по укладке асфальта, рельсов и инженерных сетей должен быть выполнен. Пока оснований для сбоев нет. Работы финансируются в полном объеме.
Кстати, параллельно с улицей Орджоникидзе дорожные службы работают на улице 10 лет Октября, и там финиш уже не за горами. Вероятно, дорожникам удастся избежать ситуации прошлого года, когда из-за хлопот с ремонтом Омск задыхался от пробок.
Тем временем
На 27 сентября запланировано открытие сквозного движения на улице Красный путь. Здесь более полугода идут работы, связанные со строительством первой станции омской подземки - "Библиотека имени Пушкина".