Тубдиспансеры совместно с прокуратурами районов готовят для судебных разбирательств сотни материалов на пациентов, уклоняющихся от лечения.
За прошлый и нынешний год таких исков было подано более 370. В 346 случаях суды предписали обязательное лечение. Но, по словам заместителя главного врача по медицинской части областного тубдиспансера Елены Ерохиной, немногих пациентов удается убедить полностью пройти курс лечения. Для этого необходимо пребывание в стационаре не менее трех месяцев, а при сложных формах болезни - полгода. Основная масса пациентов уходит из больницы уже через полтора месяца. В существующем законодательстве не предусмотрено мер, которые бы позволили удержать больных. Пациенты, доставленные по решению суда на обязательное лечение, вправе отказаться от него в палате.
Медики попадают в практически безвыходное положение. Привлекать к уголовной ответственности пациентов за игнорирование судебного решения - не лучший способ борьбы с данной проблемой: туберкулез стал бичом зон отбывания наказания.
Ситуация с заболеванием на Брянщине напряженная. С каждым годом количество пациентов в тубдиспансерах увеличивается. В этом году инфекцию уже обнаружили более чем у 700 человек. При этом, по статистике, один больной заражает 10-15 человек.
Другая сторона проблемы - кадровые вопросы. Штат лечебниц укомплектован менее чем на 40 процентов. За последние шесть лет сюда не пришел ни один молодой специалист. Кстати, сейчас его зарплата составила бы чуть более 4700 рублей. В прошлом году более двадцати медицинских работников заразились туберкулезом, но, как уверяют в областном диспансере, среди них не было ни одного работника специализированных лечебниц.
Врачи настаивают на необходимости полной и своевременной диспансеризации всего населения. Ведь большинство диагнозов удается поставить благодаря профилактическим осмотрам.
Сергей Гаврилюк, главврач Брянского областного противотуберкулезного диспансера:
- Ежегодно у четверти выявленных больных туберкулез переходит в хроническую форму. Эти люди являются постоянными носителями заразного заболевания. В настоящее время нет законодательной базы, которая бы ограничивала передвижение людей, страдающих туберкулезом. Мы не можем применить даже понятие "принудительное лечение", потому что тем самым нарушим конституционные права человека.