02.10.2008 02:00
    Поделиться

    Метрополитен теряет на безбилетниках миллиарды рублей

    Метро, час пик. Очередь, тысячи москвичей и гостей столицы прорываются к электропоездам через турникеты.

    За пару минут наблюдения на "Савеловской" корреспондент "РГ" насчитал дюжину "зайцев". А ведь таких станций в городе почти 180.

    5-копеечная ностальгия

    В старые добрые времена, когда для поездки в столичном метро достаточно было иметь всего пятачок, а турникеты конструировали добрые и наивные люди, "зайцы" были другими. Точнее, их мотивы. Народ соревновался в изобретательности обмана контролера все больше из-за спортивного азарта. Конечно, и тогда были "бедные студенты", жадины и граждане, регулярно забывавшие дома свои бумажники. Но все-таки те 5 копеек - это не нынешние 19 рублей.

    Сравним. В эпоху развитого социализма бутылка водки соответствовала цене примерно 70 поездок на метро. Сейчас - примерно пяти. Примерно такое же соотношение по докторской колбасе, маслу.

    Точной статистики по количеству "зайцев" нет, эксперты осторожно называют такую цифру: от 5 до 10 процентов от общего числа пассажиров. Если учесть, что ежедневно услугами столичного метрополитена пользуются от 7 до 9 миллионов пассажиров, речь идет о фантастической сумме. Даже если взять по самому минимуму, то "зайцы" наносят метрополитену под десять миллионов рублей убытков. Это за один день. А за месяц?! А за год!!!

    Летать и ползать

    Возвращаясь к пятикопеечной эпохе метро, вспомним, как тогда "зайцы" проходили в метро. Существовало пять основных способов. 1. Проход гуськом вдвоем по одному билету. 2. Тоже вдвоем, но хитрее: первый, оплатив проезд, проходит и перекрывает для друга инфракрасные датчики турникета. 3. Перешагнуть упомянутые датчики. 4. Просто отжать привод шторки турникета. 5. Перескочить через заграждение или войти через выход.

    Конечно, существовало еще несчетное количество местных выдумок. Включая и цинично-экзотические.

    - Ходили, как мы называли, "по фиге", - вспоминает о проказах юности москвич Сергей К. - Идешь прямиком к женщине-контролеру, делая вид, что ищешь какой-нибудь документ. Контролер - вся внимание. И тут достаешь из кармана фигу и идешь дальше. Контролер впадает в ступор и ничего не предпринимает.

    Сейчас ему очень стыдно, но из песни слов не выкинешь - было.

    ...Сегодня по Интернету гуляет видеоклип "Метро на шару". Группа энтузиастов в реальных условиях засняла все доступные методы бесплатного прохода в метро. Сложным и дорогим конструкциям турникетов "зайцы" противопоставляют как раз самые простые приемы. Через "калитку" они либо банально перепрыгивают, либо... проползают под ней.

    Зрелище не для слабонервных. На кадрах видеозаписи "заяц" снимает куртку и на спине ловко проползает под турникетом.

    Лично я бы "пластунов" в ненастную погоду даже не штрафовал. За то, что облегчают нелегкий труд уборщиц. Да и вообще у каждого из методов есть издержки. На упомянутом ролике "Метро на шару" видно, как один из "прыгунов" не рассчитал равновесие и приближается носом к бетонному полу...

    Броня и снаряд

    Как борются с "зайцами"? Очень удачный образ, иллюстрирующий эту борьбу, принадлежит директору метрополитена: это борьба снаряда и брони.

    Разумеется, это вечный процесс. Совершенствуют турникеты - "зайцы" ищут пути обхода. Очень узкое место, например, барьер за будкой контролера. Их сейчас повсеместно укрепляют. Кроме того, не реже раза в неделю в метро проводят акции устрашения: массовую охоту на безбилетников.

    В Питере пошли дальше, там многие турникеты дооснастили барьерами, исключающими прыжки над ними.

    В Москве к "прыгунам" власти метрополитена почему-то относятся лояльнее.

    Кроме того, очень сложно что-то противопоставить "парным зайцам", то есть проходящим вдвоем по одному билету. Техника таких не берет, за парными в буквальном смысле глаз нужен - человеческий. Но контролеров на всех не хватает, а для милиции, отделение которой есть на каждой станции, "зайцы" малоинтересны.

    Помнится, несколько лет назад на станции "Сокольники" милиционер задержал безбилетного гастарбайтера из Таджикистана (кстати, он как раз и пытался пройти вместе с товарищем по одному билету) и в отделении выстрелил ему в рот. Пуля вышла через спину "зайца". Безбилетный таджик перенес несколько операций, чудом выжил. Стрелка - сержанта 1-го отдела милиции УВД в Московском метрополитене - отправили на девять лет в колонию строгого режима.

    С тех пор "зайцев" в метро отстреливать перестали. И вообще милиция в метро без особого энтузиазма реагирует на "прыгунов" и на "пластунов". Есть, видимо, дела поважнее.

    Метропробки

    Самый деликатный аспект проблемы - левые билеты. Практически на каждой станции в час пик у очереди появляются субъекты, предлагающие купить у них "альтернативные" билетики. Иногда они просто предлагают провести по своему билету или смарт-карте. Цена лояльная: 20 рублей, то есть всего на рубль дороже, чем в кассе метрополитена.

    Левые билетики не всегда поддельные, хотя милиция как-то разгромила подпольную типографию по их выпуску, арестовав оборудования на 300 тысяч долларов. Некоторые льготники, например, многодетные москвичи, сдают "в аренду" свои карты. Но в любом случае человек, воспользовавшись услугами левых кассиров, фактически приравнивает себя к "зайцу".

    Но давайте представим ситуацию. Утро, вы опаздываете на работу, а очередь в кассу начинается еще на улице. Знакомая картина? При этом все билетные автоматы почему-то не работают. Перспектива простоять полчаса, а то и больше, более чем реальна. А тут вам предлагают билетик с рук. Реакция? Высокомерно отворачиваетесь от барыги и принципиально стоите, стоите, стоите... Сами-то в такую принципиальность поверите?

    Так что пока руководство метрополитена не справится с очередями, охота на "зайцев" не даст слишком большого эффекта. Кое-что уже делается: например, в подуличных переходах устанавливают экспресс-кассы, где можно купить билет на одну-две поездки. Подсчитано, что обычная касса в среднем обслуживает одного пассажира за минуту, а в экспресс-автомате процедура обилечивания занимает около 10 секунд.

    Но массовая установка экспресс-касс - это, образно говоря, завтрашний день метро. А уже в самое ближайшее время мы встретим в подземке... контролеров. Да, точно таких же, как в автобусе. В первую очередь метроконтролеры займутся выявлением "липовых" льготников.

    Факт

    Первые экспериментальные турникеты в столичном метро появились с момента его открытия, в 1935 году. Но на большинстве станций до 1958 года контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты. В 1992 году вместо монет турникеты перешли на жетоны, которые просуществовали до 1999 года.

    Ранее об этом: Корреспондент "РГ" пересек Москву на общественном транспорте без рубля в кармане

     

    Поделиться