06.10.2008 04:00

Оседлай малолитражку

Мир пересаживается на маленькие машины

Сознаюсь, в водительское кресло этой "малютки" садился с некоторой опаской. Ведь если посмотреть со стороны на модель IQ, сработанную японцами с "Тойоты", то человека, привыкшего к автомобилям классических размеров, невольно охватывает сомнение: уместится ли? Милая девушка с чуть раскосыми глазами ободряюще улыбнулась: мол, не робейте, и распахнула дверь.

Оказавшись за рулем удивился: готовился к "прокрустову ложу", а оказался во вполне комфортном салоне. Слегка отодвинув кресло и изменив наклон его спинки, добился степени удобства не меньшего, чем, скажем, в седане или внедорожнике. "Крошки" наподобие IQ, а она снабжена экономичным трехцилиндровым двигателем объемом в литр, потребляющим четыре литра на 100 километров, - безусловные "королевы" нынешнего Парижского автосалона, который проходит каждые два года вот уже свыше ста лет. В салоне участвует 362 марки автомобилей из 25 стран мира. В нынешнем году в Париже представлено рекордное число новых моделей - около девяноста. Три десятка из них демонстрируются впервые. Российский "Автоваз" привез в Париж концептуальное спортивное купе "Лада-революшн-3". Машина оснащена двухлитровым двигателем с турбонаддувом.

Миниатюризация, пожалуй, одна из главных тенденций нынешнего автомобилестроения.

Дело в том, что мировая автопромышленность оказалась на перепутье. Из-за взметнувшихся цен на топливо обвально сокращаются продажи. Собственно, исходя из этих соображений и появились в таком изобилии "малютки". Практически все концерны привезли в экспоцентр у Версальских ворот, что на юге Парижа, новые модели этого класса.

Миниатюризация идет рука об руку с другой набирающей силу тенденцией. Речь об автомобилях-гибридах, то есть тех, которые наряду с обычным бензиновым двигателем оснащены еще и электрическим, что сейчас считается в высшей степени "экологически корректным". Около четверти всех новинок, представленных на Парижском автосалоне, - именно гибриды. По словам Кристиана Стрейфа, президента французского концерна PSA, производящего "пежо" и "ситроены", через 10 лет они будут составлять от 10 до 50 процентов всего европейского автомобильного рынка. В этом направлении сейчас активно работают даже те концерны, чья дорогостоящая продукция, казалось, имела раньше совершенно иные приоритеты.

К примеру, "Мерседес" показал в Париже навороченную модель S400 BlueHybrid. Сочетание V-образного в 279 л.с. движка объемом 3,5 литра с электромотором позволило серьезно сократить выброс в атмосферу углекислого газа и снизить расход горючего в среднем до 7,9 литра на 100 км. По этому же пути пошли и баварские мастера из BMW. Новая "семерка" также будет иметь гибридную модификацию, где восьмицилиндровый двигатель в 407 л.с. "состыкуют" с электромотором в 15 киловатт.

Другое гибридное направление - машины, работающие на бензине и природном газе, а он, как известно, считается наиболее экологически чистым энергоносителем. Так, "Ситроен" показал на салоне модель своей малолитражки С3. Этот проект, рассказывал мне представитель "Ситроена" Микаэль Беллина, интересен тем, что клиентам, живущим в собственных домах, было предложено устроить у себя на дому... заправочные станции. Речь идет о специально разработанных для этой цели газовых компрессорах, которые устанавливаются, скажем, в гараже. Добравшись домой, водитель подключает машину к компрессору. Все остальное происходит автоматически, так же как, к примеру, с подзарядкой сотовых телефонов. Одной заправки хватает на 200 километров. Если надо проделать более длинный путь, то включается обычный бензиновый двигатель.

Особое место на салоне занимали автомобили, работающие исключительно на электрической тяге. Многие автомобилестроители считают, что в перспективе они должны произвести революцию в мире. По подсчетам статистиков Массачусетского технологического института, начиная с 2016 года в мире будет уже продаваться не менее 10 миллионов таких машин, причем половина из этого числа должна прийтись на Соединенные Штаты, а еще 20 процентов - на Европу. "Рено" намеревается запустить в серию через три года полностью электрическую машину на базе новой модели "меган", мировая премьера которой, кстати, состоялась на нынешнем салоне. За ней последует еще одна, наподобие "клио", то есть в классе, который условно можно назвать "малолитражным".

От французов не отстают американцы из "Крайслера". В Париж они привезли "электрический" "кольт", который должен поступить в продажу в 2010 году, а также немецкий концерн "Даймлер", обещавший поставить на поток годом раньше "электромалютку" "смарт" нового поколения.

Мэр обещает за это тысячу долларов

"РГ" уже рассказывала о том, что столичные власти намерены материально стимулировать москвичей пересесть на малолитражки. Юрий Лужков обещал начать выдачу топливных карт на тысячу долларов всем, кто хочет купить маленькую машину и не будет гонять по столице на гигантском джипе, создавая пробки на дорогах.

С тех пор читатели "РГ", уже купившие микроавтомобиль, не раз интересовались, где же обещанное бесплатное топливо? И вот, наконец, правительство Москвы приняло решение на этот счет. Топливные карты на сумму 24 тысячи рублей начнут выдавать не с 1 октября, как сообщали СМИ, а не раньше ноября. Об этом сообщил на пресс-конференции руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин. Компании, которым поручат выдачу топливных карт, будут определены в ходе конкурса, итоги которого подведут лишь к концу месяца.

Кому именно положена эта льгота? Москвичам, купившим автомобиль начиная с 1 октября. Эта машина должна соответствовать следующим требованиям: рабочий объем двигателя - не более 1300 куб. см, масса - не больше тонны, длина - не более 4 м, экокласс - Евро-3 и выше. Чтобы больше появилось желающих ездить на таких авто, им предоставят еще и 50-процентную скидку на парковку, а в дальнейшем, возможно, и льготы по уплате транспортного налога.

А регулировать въезд грузовиков в центр города, как рассказал Леонид Бочин, власти намерены с помощью "электронных ворот". Они будут считывать информацию с электронных паспортов, которые есть на лобовом стекле каждого автомобиля. Затем эта информация будет передаваться на информационный сервер ГИБДД. Возможно, добавил заместитель начальника управления ГИБДД Москвы Игорь Исаев, "электронные ворота" будут работать совместно с системами фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Это не первая попытка избавить центр от пробок и загрязнений воздуха. Например, в 2000 году были введены ограничения для проезда в пределы Садового кольца машин грузоподъемностью больше тонны. Четыре года назад "запретная" территория была расширена уже до Третьего транспортного кольца. А с 25 сентября нынешнего года чиновники предприняли новую попытку - перекрыли "кислород" грузовикам ниже экологического класса Евро-2, которые перестали пускать в пределы Третьего транспортного кольца.

Причины понятны: ежегодно в атмосферный воздух мегаполиса попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, 83 процента из них составляют выбросы от 3,5 миллиона автомобилей. Особенно страдает от выхлопов центр города. Около 150 тысяч тонн (17 процентов) выбросов городского автопарка попадает в воздух в пределах именно Третьего транспортного кольца. Здесь на протяжении многих лет средние концентрации загрязняющих веществ превышают допустимую норму только по формальдегиду в три с лишним раза. Тем не менее ежегодно разрешение на въезд в пределы Садового кольца получали более 20 тысяч грузовиков, на долю которых приходится около 14 800 тонн вредных веществ в атмосфере. По предварительным расчетам, вступивший в силу запрет позволит снизить их больше чем наполовину.