Сегодня вокруг Омска фактически сложилась зона малой агломерации, которая включает в себя областной центр, города-спутники и крупные поселения. Но придавать ей официальный статус власти пока не собираются. Почему - разбирался корреспондент "РГ".
О присоединении к городу Омского района, вплотную прилегающего к мегаполису, специалисты начали говорить несколько лет назад. Причиной были непомерно высокие районные тарифы на коммунальные услуги. Сегодня аргументация иная. Объединение сделает управление пригородной зоной эффективнее. Например, поможет реализовать новые проекты в Чернолучье, которое было для омичей любимым местом отдыха, но в последние годы почти утратило былой статус.
Так или иначе, но генплан города предполагает в перспективе присоединение части Омского района: села Пушкино, деревень Ракитинка и Давыдовка, поселка Иртышский, северного участка вдоль Иртыша. Подобная агломерация дает миллионному и стесненному городу новые площади под современное малоэтажное строительство, благоустроенные зоны отдыха и садоводства.
- Пригородные зоны, кстати, интересны для инвесторов, так как дают хорошую перспективу для их комплексного освоения, - подчеркивает руководитель агентства недвижимости Наталья Иванова. - Здесь можно работать с "чистого листа", поскольку нет застройки, под которую нужно подстраиваться. Московские инвесторы, например, охотно вкладывают деньги в микрорайоны, построенные в едином архитектурном стиле и обеспеченные всей социальной инфраструктурой: магазинами, школами, больницами, клубами. И, разумеется, дорожной и коммунальной сетью, а также Интернетом и кабельным телевидением.
В пригороде сегодня возводятся жилые комплексы: Южные Ворота, Ясная Поляна, Врубелево. Собственники домов будут жить в городских условиях, правда, пока с сельской пропиской. Впрочем, если верить генплану, в перспективе она станет городской.
У нас есть отдаленные микрорайоны, где живут более 20 тысяч человек: Входной, Дальний, Крутая Горка. Хотя они входят в состав Омска, жителям далековато добираться до областного центра. Сегодня там ремонтируются поликлиники, строятся школы и спорткомплексы, открываются филиалы культурных заведений. Но всех проблем это не решает. Специалисты полагают, что вопрос снимет строительство автомагистрали северного обхода и создание полноценной дорожной сети. Речь идет не только о новых трассах и дополнительных маршрутах, но и о стоимости проезда.
Жители недоумевают: в городе маршрутки возят пассажиров за 11 рублей, а до Входного или Крутой Горки - за 15-20. Когда микрорайоны примкнут к Омску, неравенство исчезнет.
План по социально-экономическому развитию отдаленных территорий действует с 2006 года. Он предполагает объединить участки, характеристики которых приближены к городским, и довести их инфраструктуру до хорошего уровня. Сегодня вокруг Омска фактически сложилась зона малой агломерации, которая включает в себя областной центр, города-спутники и крупные поселения: Азово, Калачинск, Кормиловку, Красноярку, Красный Яр, Любинский, Марьяновку, Москаленки, Таврическое, Чернолучье. Программ же, которые предполагают их административное объединение, пока нет. По мнению специалистов, в этом нет смысла - взаимодействие города с районами и без того идет конструктивно, а формальное присоединение не окажет заметного влияния на социально-экономический потенциал Омска.
- Города-спутники должны развиваться самостоятельно, - полагает глава Калачинского района Петр Черепов. - Так, чтобы стать центром притяжения для омичей. Многие жители Калачинска ездят работать в областной центр. Почему бы не сделать наш город местом их отдыха? Для этого есть все: отличная экология - нет ни одной котельной, которая работает на угле или мазуте. Только на газе. Красивая природа, отсутствие клещей. И всего час на машине от центра Омска. Мы уже разработали соответствующий проект. Будем строить базы отдыха.
Альберт Каримов, руководитель омского отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук:
- Омск сформировался как город-миллионник в эпоху интенсивной индустриализации СССР. Сегодня его население превышает 1100 тысяч человек. Несколько лет назад Московский и Санкт-Петербургский проектные институты делали для Омска социально-экономический прогноз до 2025 года. Даже в самом пессимистичном варианте они не допускают снижение численности населения ниже миллионной отметки. Поэтому присоединять новые территории только для того, чтобы искусственно увеличить население, вряд ли имеет смысл.
Новосибирск
Авторство идеи новосибирской агломерации принадлежит региональному отделению общественной организации "Деловая Россия". Лидер отделения Елена Дугельная, выступая на заседании городского экономического совета, заявила о необходимости подготовить предложения по повышению конкурентоспособности города.
- Нужно прекратить уступать в конкурсах инвестиционных проектов Томску, Красноярску, другим городам СФО, - сказала она. - В защите интересов города активную позицию должны занимать равно как власть, так и бизнес.
По мнению предпринимателей, агломерация необходима "для того, чтобы Новосибирск, в условиях ужесточившейся конкуренции, по-прежнему занимал третье место в стране". Агломерация привлечет инвесторов, для которых важно, сколько в городе жителей.
- Ведь население - один из главных ресурсов развития экономики: чем больше город, тем обширнее потребительский рынок, а также больший выбор рабочей силы, - считает Дугельная.
Вторым серьезным аргументом в пользу агломерации является увеличение городского бюджета.
Но пока эта идея не нашла поддержки на уровне исполнительной власти региона. Население Новосибирска и без того достаточно велико - 1,426 миллиона человек. Формальное присоединение городов-спутников (и без того находящихся в орбите притяжения мегаполиса) вряд ли окажет значительное влияние на социально-экономический потенциал города.
Красноярск
Прошло первое заседание рабочей группы по рассмотрению приоритетных проектов Красноярской агломерации. Первые семь касаются строительства сети оптовых баз вокруг краевой столицы, логистического центра, хозяйства по разведению ценных пород рыб.
В Красноярскую агломерацию должны войти семь муниципалитетов. Это города: Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск и Березовский, Емельяновский, Сухобузимский и Манский районы. Совокупное население территорий достигает 1,2 миллиона человек. Соглашение между главами муниципалитетов было подписано 17 апреля текущего года. В рамках него была создана корпорация "Красноярск-2020", ее возглавил бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев.Недавно он заключил контракт на разработку стратегии. Для создания проекта потребуется до 14 месяцев. Смета финансирования достигает 80 миллионов рублей. Объем инвестиций в создание объединения может достигнуть 400 миллиардов рублей.
Иркутск
В декабре 2007 года состоялась презентация концепции Иркутской агломерации. В ней сформулированы приоритетные проекты: строительство нового международного аэропорта, транспортного каркаса агломерации, индустриальных парков и современных логистических центров. А также жилых микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой. Общая сумма инвестиций в объединение Иркутска, Ангарска, Шелехова и других территорий в единый муниципалитет оценивалась в 300 миллиардов рублей.
Однако практических шагов в сторону воплощения идеи так и не было сделано. Более того, в августе исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский заявил, что не считает эту идею здравой.
- Я не вижу проектов, которые нельзя было бы реализовать без создания большого Иркутска. Все они выполнимы и при существующем положении, - заявил он.
Любопытно, что отвергаемая властями Иркутская агломерация вошла в "Концепцию долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года" в качестве одной из зон опережающего развития.