09.10.2008 02:36

Последняя остановка

Почему ездить в общественном транспорте становится небезопасно

В краевом центре водитель автобуса тронулся с остановки, не дождавшись, когда пожилая женщина выйдет из транспорта. В результате произошла страшная трагедия.

Как сообщили в краевом ГИБДД, это случилось на улице Попова. Пенсионерка успела только одной ногой ступить на дорогу, а другая осталась в автобусе. Водитель закрыл дверь и тронулся. По ходу движения женщину затащило под колеса. По дороге в больницу от полученных травм она скончалась.

Этот случай вызвал бурную реакцию у жителей краевого центра. Как ни крути, а львиная доля барнаульцев добирается на работу и домой в свои спальные районы на общественном транспорте. И все прелести утренних давок и вечерних пробок люди испытывают на себе ежедневно.

По мнению известного в городе адвоката Олега Пронина, вина водителя в приведенном случае очевидна. Ведь он должен был убедиться, что пассажиры вышли из автобуса, для этого у него, в конце концов, есть зеркала заднего вида.

- В подобных ситуация, когда люди получают увечья, или, не дай бог, гибнут, нужно требовать возмещения морального ущерба у владельца транспортного средства, в данном случае автобуса, - уверен Пронин. - Естественно, в какой мере и объеме будет возмещен этот ущерб здоровью, учитывая все факторы происшествия, определит уже суд.

История повторяется

Общаясь с корреспондентами "РГ", люди возмущались хамством кондукторов и водителей.

- Я возвращалась домой на автобусе № 52, - вспоминает семидесятилетняя Эльвира Ягодка. - Вдруг на ходу открылись двери, и меня выбросило под машину. Можно сказать, что мне повезло - под колеса попала только нога...

Эльвира Михайловна четыре дня провела в реанимации, еще четыре месяца носила аппарат Елизарова. Она пожалела молодого водителя и не стала подавать на него в суд. Ведь лихач высадил пассажиров и доставил старушку в первую городскую больницу.

Похожих случаев десятки, если не сотни. "Газелисты" сбивают и травмируют людей, нарушают правила движения, устраивают гонки на дорогах, и, похоже, никому до этого нет дела.

- Весной наблюдал подобную ситуацию на остановке "Россия", - рассказывает Анатолий Маркин. - Водитель прищемил ногу женщине, поехал и волоком ее потащил. Она - в крик, и народ на остановке тоже. Слава богу, автобус остановился, женщина осталась жива, но этому горе-шоферу здорово досталось от пассажиров.

Кто виноват в происходящем? Во многом мы сами: сначала перестали обращать внимание на водительское хамство, курение в салоне или прослушивание на весь автобус блатных песен с радио "Шансон". Многие ли пассажиры, столкнувшись с подобными нарушениями, обращались с жалобами в городскую администрацию или в транспортную компанию?

Денежный вопрос

Некоторые видят выход… в дальнейшем повышении платы за проезд. Мол, это в свою очередь должно положительно повлиять на рост зарплаты водителей больших автобусов. Они отвечают за жизнь многих людей, и работать на таком транспорте должны только профессионалы высокого класса, которым, соответственно, нужно платить достойную зарплату.

- Какая разница, сколько зарабатывает водитель автобуса, - не согласна с этой точкой зрения жительница краевого центра Наталья. - У нас что, жизнь человека зависит от зарплаты водителя? Таким образом кого угодно можно оправдать - врачам и учителям ведь тоже мало платят, так что, им уже не надо ни лечить, ни учить людей? Какая бы ни была у тебя зарплата - ты не имеешь права относиться к делу халатно и преступно. Мне кажется, нужно заставить всех наших чиновников в обязательном порядке пару раз в неделю ездить на общественном транспорте.

С другой стороны в этом году, только летом, цены на проезд повышали уже дважды, а качество работы общественного транспорта, как видим, не улучшилось.

Кто виноват?

Руководители автотранспортных предприятий прямо говорят, что не могут набрать хороших водителей. Зарплата шофера пассажирского автобуса не превышает десяти тысяч рублей, а в соседней Новосибирской области она в два раза больше. Нормальные водители ездят туда работать вахтовым методом, а за рулем наших "маршруток" можно встретить кого угодно.

- Я принял на работу обычного водителя, молодого парня, и только через некоторое время понял, что он как-то неадекватно себя ведет, - говорит директор одного из барнаульских автотранспортных предприятий. - Документы были в порядке. Но я выяснил, что у него действительно есть проблемы с употреблением наркотиков. Думаю, что каждый руководитель попадал в подобную ситуацию. В Алтайском крае при большом желании купить медицинскую справку может кто угодно.

Конечно, нельзя сказать, что у нас ничего не делается для исправления данной ситуации. Автоперевозчики регулярно проводят комиссии по безопасности движения, наказывают нерадивых водителей рублем. Но воз проблем и ныне там - на выплату штрафов лихачи зарабатывают за две смены.

Что делать?

По словам председателя некоммерческой организации автовладельцев Алтая Виктора Клепикова, на дорогах края станет безопаснее только тогда, когда руководители частных компаний пересмотрят сам принцип оплаты труда водителей пассажирских автобусов и "маршруток". Ведь главный друг и враг водителя - это время, которое для него действительно деньги. Его зарплата зависит не от качества оказываемой пассажирам услуги, а от количества кругов, сделанных по городу. В этом, в первую очередь, и кроется первопричина всех аварий и трагических случаев на дорогах.

Отдав хозяину машины строго оговоренную сумму, дальше, чтобы заработать уже для себя, водители и начинают гонять по улицам, часто по 12 и более часов в сутки. Какие уж при таком раскладе правила дорожного движения.

Для больших пассажирских автобусов составляется график, но стояние в бесконечных пробках туда ведь не закладывается. В результате - картина повторяется: опять гонки, только по другой уже причине - не дай бог, выбиться из графика. Поэтому они второпях забывают закрывать-открывать двери, лишний раз посмотреть в зеркала, да и вообще следить, что делается в салоне.

Комментарий

Валерий Леонов, председатель Барнаульской ассоциации автоперевозчиков:

- При приеме на работу с водителей требуют все необходимые документы, но прежде всего водительское удостоверение и трудовую книжку. Работодатель смотрит, где он раньше работал, как себя показал, и только потом принимает решение. Некоторые предприятия делают запрос в ГИБДД с целью узнать, какие у водителя были нарушения. Если они регулярные, то он получает от ворот поворот.

Большие предприятия в последнее время часто отказывают водителям в трудоустройстве. Есть так называемые "летуны", которые бегают с места на место. Частники иногда закрывают глаза на их нарушения и принимают на работу. Работодателям некуда деваться - на зарплату в 10 тысяч рублей не стоят в очереди.

Все зависит от руководителя предприятия. В некоторых организациях созданы целые службы по эксплуатации, где трудится не один, а два инженера по безопасности движения! Они инструктируют водителей, работают на линии, занимаются разбором ДТП. На предприятиях создают комиссии по обеспечению безопасности движения, которые детально изучают все нарушения. Водители не остаются безнаказанными - они возмещают материальный ущерб и несут дисциплинарное наказание согласно Трудовому кодексу.

В былые времена нерадивых водителей увольняли без разговоров. Сейчас на предприятиях дефицит кадров достигает 30 процентов. Нам просто некого садить за руль. Нормальные водители уезжают в другие регионы, где зарплата в два раза выше, или уходят в смежные отрасли. Сегодня никто не хочет работать на общественном транспорте: работа тяжелая, ответственная и напряженная. Вот все ругают водителей, а иной нервный пассажир с утра может так "поднять" настроение, что мало не покажется. Это второй сопутствующий фактор для ДТП.

Автоперевозчики из соображений безопасности стараются сейчас покупать автобусы, которые оборудованы специальной системой контроля. Она блокирует ходовую часть, и пока водитель после посадки пассажиров не закроет двери, машина не трогается.

Я считаю, что все эти меры предосторожности не будут эффективны, пока не сложится в обществе культура поведения на дороге, мы должны быть взаимовежливыми.

Кстати

Сентябрь в Алтайском крае был "урожайным" на дорожно-транспортные происшествия с трагическим финалом для пешеходов. В городах и районах произошло 157 наездов на людей, в результате 20 человек погибли и 152 получили различные увечья.