10.10.2008 03:26
    Поделиться

    Исмаил Байханов: В день выборов на избирательных участках Чечни не будет людей в камуфляже

    Станут ли чеченские избиратели самыми активными в России

    Сегодня у пограничников, несущих службу на чеченском участке российско-грузинской границы, и военнослужащих других подразделений - последний день досрочного голосования на выборах депутатов парламента республики второго созыва. Правом на волеизъявление до назначенной даты - 12 октября - могут воспользоваться более 1700 людей в погонах.

    В избиркоме Чечни уверенно прогнозируют высокую явку избирателей. Что побуждает людей проявлять рекордную активность, появилась ли в республике так называемая культура выборов, как будет обеспечиваться безопасность голосующих, - на эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в редакции "РГ" ответил председатель избирательной комиссии республики Исмаил Байханов.

    Российская газета: Исмаил Баутдинович, выборы в республике традиционно привлекают большое внимание как прессы, так и различных международных организаций. Ожидаете ли приезда иностранных наблюдателей?

    Исмаил Байханов: Пока информации об их решении участвовать нет и, я думаю, уже не поступит. В целом сегодня медленно, но верно намечается спад того огромного интереса к Чечне, который был в последние годы. Уверен, это происходит потому, что в республике смогли наладить работу всех ветвей власти так, чтобы обеспечить полную прозрачность принятия решений. То же касается и выборов. В Чечне, к примеру, в отличие от других регионов, в выборах парламента принимает участие сразу семь политических партий. А у каждой них есть право отправить своего наблюдателя на любой избирательный участок.

    В этом году у нас впервые образована общественная организация "За честные выборы". Мы уже встречались с ее представителями, которые в день голосования будут наблюдать за ходом народного волеизъявления, и договорились, что снова соберемся 13 октября, чтобы подвести итоги.

    РГ: На протяжении последних лет данные по явке на выборах в республике не перестают удивлять - ее уровень всегда чуть ли не самый высокий в стране и зашкаливает далеко за 90 процентов. Объясните, чем, по-вашему, вызвана столь высокая активность населения?

    Байханов: В начале сентября по заказу избирательной комиссии республики Центр стратегических исследований и развития гражданского общества на Северном Кавказе провел социологический опрос на тему досрочных выборов в парламент. В качестве респондентов были выбраны 850 жителей семи районов республики и города Грозного. Людям был задан целый ряд вопросов. В том числе мы интересовались, намерены ли они принять участие в голосовании 12 октября. Ответ "да" дали 84,3 процента избирателей, затруднились ответить - 12,6. И это, заметьте, только на старте политической гонки, после которого у представителей партий было еще много шансов убедить свой электорат прийти на выборы.

    Конечно, мы понимаем, что одними призывами дело не ограничивается. Лично я склонен связывать такую явку с теми позитивными изменениями, которые сегодня происходят в Чечне. Люди видят, что активная и эффективная работа власти им просто жизненно необходима, и готовы сами выбирать свое будущее.

    Еще один момент, о котором не стоит забывать, - особенности нашего менталитета. Так, на 41 депутатское кресло у нас претендуют больше 340 кандидатов. И если каждый из них приведет на выборы свой актив, а это могут быть родственники, знакомые, соседи, коллеги или соратники, мы уже можем говорить о высокой явке. Тем более что Чечня - небольшой регион: у нас насчитывается всего около 600 тысяч людей, имеющих право голоса.

    РГ: Вопрос от жителя Грозного Асланбека Джейрханова: отработана ли в республике практика голосования людей, которые в силу своих физических возможностей не могут прийти на участки?

    Байханов: Она действительно продумана до мелочей. Могу назвать точное количество избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - 2924 человека. В самом начале предвыборной кампании было принято постановление, которое регламентирует обязанности комиссии в отношении инвалидов. Причем, проанализировав преды.дущий опыт, мы не просто привезем к ним домой урны для голосования. Сегодня каждый избиратель из особой категории получил на дом 24-страничный бюллетень, в котором собрана вся информация о партиях, необходимая для принятия решения.

    РГ: Житель Аргуна Хож-Ахмед Магомадов спрашивает: как вы отнеслись к тому, что некоторые информагентства обвинили избирательную комиссию в наличии в таких бюллетенях якобы не только общей информации, но и конкретных указаний, за кого надо голосовать.

    Байханов: Конечно, я категорически не согласен с такими заявлениями. Их делали те, кто даже не удосужился посмотреть нашу справочную информацию, прежде чем делать какие-либо выводы. Вообще в этом году мы издали практически такой же вариант справочника, как и на предыдущих выборах. Сведения о партиях расположены в нем под таким же номером, как и в избирательном бюллетене. Причем порядок выбирали не мы, а сами представители политических сил на жеребьевке в присутствии средств массовой информации.

    РГ: Жительница Шалинского района Чечни Марьям Хаджиева замечает, что вопрос обеспечения правопорядка на участках во время голосования хотя и не является таким актуальным, как раньше, но все еще не снят с повестки дня. Можно ли, придя 12 октября на участок, чувствовать себя в полной безопасности?

    Байханов: У нас уже накоплен богатый опыт взаимодействия с правоохранительными органами. В последние дни я принял участие сразу в нескольких совещаниях, на которых обсуждались меры по защите избирателей в различных нештатных ситуациях. Так, со вторника все 437 избирательных участков уже взяты под круглосуточную охрану. В нескольких районах, в том числе высокогорных, представители силовых структур в случае необходимости готовы подстраховать территориальные избирательные комиссии своими средствами связи и так далее. Кроме того, решено, что в день голосования ни на одном участке не будет людей в камуфляжной форме - сотрудники милиции будут нести службу исключительно в парадных костюмах.

    РГ: За последние восемь лет нынешние выборы в парламент станут для Чечни уже одиннадцатыми. Какой опыт накоплен за это время избиркомом?

    Байханов: В 2000 году я работал председателем участковой комиссии в одном из самых отдаленных сел Ножай-Юртовского района - Беной-Ведено, за которым начинается Большой Кавказский хребет. Вы прекрасно понимаете, что в то время творилось в республике - контртеррористическая операция еще не завершилась, мы находились практически вне российского правового поля. Сейчас это странно звучит, но всю документацию, бюллетени и даже урны мне приходилось хранить у себя дома. Помещение для голосования было выбрано вечером буквально перед волеизъявлением. Ночью мы в нем установили кабины, повесили перед фасадом здания флаги и ровно в 8 часов утра открыли двери избирательного участка. Очень волновались: придут или нет? И уже к 12 часам из 1580 избирателей проголосовало 1300 человек! Это был невиданный результат.

    Конечно, тогда у нас еще не было никакого опыта по организации работы, не было оборудования, транспорта. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. Можно констатировать, что в Чечне появилось такое понятие, как культура выборов. Избирком сегодня располагает всей необходимой для работы информацией, мы даже можем сказать, кто из впервые голосующих жителей республики в день выборов празднует свой день рождения. К счастью, те времена, когда это казалось практически немыслимым, давно прошли.

    Кстати
    Старейшему избирателю Чеченской Республики - жительнице Аргуна Элисат Зубайраевой исполнилось126 лет. Она решила проголосовать у себя дома, куда придут сотрудники теризбиркома. Всего, по последним данным, число долгожителей ЧР, которым исполнилось 100 и более лет, - 240 человек. Все они заявили о своем участии в голосовании.

    Поделиться