Рабочие Горьковского автомобильного завода вернулись к конвейеру
Вчера возобновил работу главный конвейер Горьковского автомобильного завода, выпускающий коммерческие автомобили.
Напомним, производство было приостановлено 6 октября. Представители завода сослались на неблагоприятную экономическую обстановку в стране и заверили, что конвейер возобновит работу через неделю.
Эксперты уверены, что на отрасль повлиял финансовый кризис. Президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин полагает, что по итогам восьми месяцев объемы производства промышленных предприятий области по сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшились. Это ставит под сомнение прогноз роста индекса физического объема по итогам этого года до 108 процентов. Основные факторы, тормозящие развитие промышленности, по мнению Лузянина, - существенный рост стоимости природного газа, электроэнергии и металлопроката.
Озабоченность производственников разделяют и региональные власти. "Проблема, с которой столкнулись автозаводы и производители автокомпонентов, чисто финансовая. В большинстве случаев речь идет о проблемах со сбытом грузовых автомобилей. В сегменте легковых пока нет трудностей с продажами. Дело в том, что в большинстве случаев и крупные компании, и частные предприниматели приобретают грузовой транспорт в кредит. Сейчас банки либо вообще не выдают займы, либо выдают, но под огромные проценты. Отсюда и сокращение производства. Легковая машина - предмет личного пользования, многие приобретают ее по принципу "накопил-купил" и платят сразу. Поэтому и АвтоВАЗ пока работает, и ГАЗ продолжает сборку Volga-Siber", - считает бизнес-консультант Михаил Викентьев.
"Проблемы со сбытом грузовиков есть и у КамАЗа, - говорит финансовый аналитик Андрей Володин. - На финансовые проблемы банков и лизинговых компаний накладывается уменьшение потребностей строительной отрасли, многие проекты приостановлены. К тому же КамАЗ работает в одном сегменте с европейскими, китайскими заводами, белорусским МАЗом - конкуренция очень высока".
Горьковский автозавод, как и Ford, Opel, Volkswagen и General Motors, ввел в действие программу сокращения издержек производства, направленную на уменьшение затрат, снижение запасов готовой продукции и периода оборачиваемости заемных средств. Именно в рамках программы с 7 по 10 октября было приостановлено производство автомобилей "ГАЗель", "Соболь", среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307 и "Валдай".
Остальные конвейеры и подразделения работали. Персоналу был предоставлен четырехдневный отпуск с оплатой двух третей заработной платы.
Ситуация на автозаводе заметно повлияла на региональный рынок труда. Прием новых сотрудников на ГАЗе прекращен. Как говорит рекрутолог Анна Коробова, выход - в сокращении списка вакансий и закрытии высокооплачиваемых позиций. "Роль автомобилестроения в округе очень велика, в отрасли заняты сотни тысяч человек. Высока и социальная ответственность бизнеса. Поэтому можно предположить, что автозаводы не пойдут на массовые сокращения: на взрыв общественного недовольства власти будут вынуждены реагировать. Скорее всего, получит распространение неполная рабочая неделя с частичным сокращением фонда оплаты труда. Предприятия начнут мотивировать пенсионеров к выходу на заслуженный отдых и, возможно, закрывать их вакансии. Вариантов два: для рабочих - трудиться меньше за урезанную зарплату, для менеджмента и специалистов - работать больше за прежние деньги", - считает Коробова.
Сергей Занозин, председатель правления "Группы ГАЗ":
- Гибкий график работы на автозаводе "ГАЗ" введен на три месяца и при необходимости будет распространен на все предприятия "Группы ГАЗ". Сейчас в полном объеме функционируют сборочные конвейеры, прессово-рамное, кузовное, окрасочное производства, сервисный центр по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производство спецтехники. Работники предприятия вернулись на свои места в полном составе. Производственный цикл действует в двухсменном режиме, восстановлен прежний суточный темп сборки - 708 автомобилей.