20.10.2008 06:00

Мини снова в моде

Собственные корреспонденты "РГ" рассказывают об автомобильном рынке за рубежом

Испания страна с очень высоким уровнем обеспечения граждан личным автотранспортом: при населении 46 миллионов человек по испанским дорогам бегает свыше 35 миллионов автомобилей.

Однако финансовый кризис, который охватывает с каждым днем все больше стран мира, отразился и на автомобилестроении Испании. Сообщения о массовых увольнениях поступают с предприятий "СЕАТА", с заводов комплектующих для машин "Ниссан"...

Продажи автомашин на местном рынке в сентябре согласно последним данным Национального института статистики упали по сравнению с сентябрем прошлого года на 32,2 процента и составили лишь 65 593 машины. Как утверждает президент ассоциации производителей легковых автомобилей Испании "Анфак" Луис Валеро, это падение продаж очень серьезное, и, судя по состоянию рынка, оно продлится, скорее всего, не только до конца нынешнего, но и как минимум до середины следующего года.

Самые крупные потери несут в Испании производители автомашин престижных марок: падение спроса на основные модели "Мерседеса", например, продолжается уже несколько месяцев. Испанцы явно стали отдавать предпочтение автомашинам малого класса.

Действительно, на улицах Мадрида явно гораздо больше машин среднего и малого класса. И, конечно, непривычно велико для глаза жителей северных стран количество мотороллеров и мотоциклов, веером разлетающихся по мадридским автодорогам.

В последние несколько месяцев в Мадриде разворачивается бум продаж автомашин супермалого класса "Смарт". Спрос на эти сверхмалые машинки, которые парковать у тротуара можно хоть вдоль, хоть поперек, с лихвой перекрывает их поставки, и испанцам, желающим стать обладателями этих малюток, приходится ждать в очереди несколько месяцев. Как заверил менеджер салона продаж "Смартов", здесь явно не предвидели столь стремительного скачка интереса к этой внешне неказистой модели и срочно увеличивают заказы производителям.

Немалую роль в том, что машины-малютки не подпали под воздействие экономического кризиса, сыграло предусмотрительное введение испанским правительством прошедшим летом специального плана стимулирования спроса на малолитражные автомобили с пониженным выхлопом вредных газов. В этом нововведении испанцы последовали примеру соседней Франции (там подобные правила появились немного ранее) и, как оказалось, не прогадали.

С 1 августа в Испании введен закон, по которому каждый автовладелец, сдавший на утилизацию свой старый (возрастом свыше 15 лет) автомобиль, получает существенные финансовые льготы при приобретении новой экологически чистой машины. Главное чтобы новая автомашина стоила не дороже 20 тысяч евро и не выбрасывала в атмосферу вместе с выхлопными газами более 120 граммов CO2 на километр пробега.

Благодаря новому закону сдавшие в металлолом старый автомобиль и купившие экономичную малолитражку испанцы имеют право оформить льготный кредит (первые пять лет процент по ссуде не выплачивается совсем) и, кроме того, освобождаются от уплаты налога на регистрацию транспортного средства. В сумме, как подсчитали активисты испанской Ассоциации автовладельцев "Моторпасьон", выигрыш для каждого такого покупателя составляет около 1040 евро. Это весьма ощутимо для среднего гражданина, чаще всего не располагающего крупными финансовыми накоплениями.

На местном рынке в категорию таких экологически менее вредных автомашин попадает не так уж много моделей. Это десять моделей с дизельным двигателем и всего шесть с бензиновым двигателем.

Кстати

Несмотря на ограниченность выбора моделей, удовлетворяющих новым требованиям, в испанском правительстве делают серьезную ставку на их продажи. В министерстве промышленности Испании нам сообщили, что рассчитывают довести продажи экологически менее вредных автомобилей к середине 2010 года (на этот срок рассчитан правительственный план) до 240 тысяч.

Парижская крошка

Достаточно выйти из дома и присмотреться к припаркованным с обеих сторон улицы автомобилям, чтобы понять, к каким из них льнут сердца французов.

Из полусотни машин я насчитал всего лишь восемь, которые можно отнести к "среднему классу", то есть с объемом двигателя от 1,6 литра до двух, и две более прожорливых "Рено Лагуну" и 525-й "бумер" не первой молодости. Все остальные малолитражки. В основном местного производства.

В этом ничего необычного нет. Большинство французов в принципе люди небогатые и свой заработанный евро если и тратят на приобретение автомобиля, то предварительно продумав, с какой целью его намереваются использовать. Ездить на работу? Если она находится в пределах города, то это полный абсурд: дольше проторчишь в пробках, а потом намучаешься с поиском парковки, которая, кстати, недешева. Так что в этом плане у метро нет конкуренции. Тем более если учесть, что городские власти делают все возможное для того, чтобы автомобилей в городе вообще было поменьше: здесь взят курс на развитие общественного транспорта, сети "Велолиб" проката велосипедов. Так что среднестатистический парижанин садится за баранку в основном для того, чтобы съездить в магазин, выбраться за город в выходной или навестить друзей, родственников в других городах. Для этой же цели вполне подходит небольшая юркая машинка с умеренным "аппетитом", что в изобилии производят сами французы.

Да, конечно, на выбор французов влияют денежные соображения (все вышеупомянутые "шлягеры" здесь тянут на 10-13 тысяч евро). Но не только. И экологические тоже. Тем более сейчас, когда в борьбу с "парниковым эффектом" в большей степени, чем раньше, ввязалось государство. Так, уже года полтора действует правило, с помощью которого поощряется покупка экологически корректных машин. О чем речь? Чем меньше автомобиль выбрасывает в атмосферу вредных выхлопов, тем весомей выплачиваемый покупателю государством "бонус", который в ряде случаев может достигнуть пяти тысяч евро. Это означает, что власти практически оплачивают часть стоимости автомобиля. Правда, есть и обратная сторона этого правила: чем автомобиль менее экологически чист, тем больше придется покупателю за него платить дополнительно к оговоренной с автодилером цене. Здесь верхний предел 2,6 тысячи евро.

Общая тенденция такова: раскатывать на огромных внедорожниках, совершенно лишних в местных городских условиях, начинает все больше считаться дурным тоном. Более того, эти машины зачастую становятся предметом не очень добрых шуток со стороны сторонников разных экологических организаций. Одна из них так называемые "Сдутые". Парни и девчонки, обуреваемые страстью вытеснить внедорожники, которые больше, чем другие машины, загрязняют окружающую среду, устроили на них настоящую охоту. Под покровом ночи совершают налеты на навороченные "автомонстры". Правда, ограничиваются лишь тем, что аккуратно без проколов выпускают дух из покрышек. Эти в общем-то неглупые ребята, поймай их на месте полицейский, отделались бы небольшим штрафом, ибо такой поступок квалифицируется во Франции как мелкое хулиганство. Пустили бы в ход нож или разбили бы стекло, стали бы преступниками, и статья была бы другая, предусматривающая отсидку.

"Сдутых" поддерживают "Звери" еще одна экологическая группировка, которая время от времени устраивает протестные манифестации у автосалонов, где продаются покорители всевозможных пересеченных местностей. Сотни парней и девушек в костюмах львов, газелей, бегемотов и прочей экзотической фауны ("звери"!) вовсю скандировали: "Автомобили это вонь, грязь, от них народ дуреет!" Их поддерживает правда, в не такой резкой форме и заместитель мэра французской столицы Дени Бопен из "зеленых".

Хорошей машины должно быть много

Как ни странно, но Южная Корея является исключением из общемировой тенденции по смене больших и средних автомобилей на более экономичные и компактные малолитражки.

При этом нельзя сказать, что мировой экономический кризис и рост цен на автомобильное топливо обошли Корею стороной. Даже наоборот, Корея, которая импортирует 97 процентов энергоносителей из-за рубежа, весьма остро ощущает подорожание нефти.

Сами же корейцы стремятся экономить на бензине. Например, недавно всем заправкам ввели в обязанность публиковать в Интернете цены на топливо, чтобы водители имели возможность определить самое дешевое. В результате соответствующий сайт в первые дни работы постоянно выходил из строя из-за наплыва посетителей, а на АЗС с наиболее дешевым бензином и дизтопливом выстраивались длинные очереди.

Но парадокс: корейцы жалуются на дорогое топливо, всячески пытаются сэкономить, но на малолитражки не пересаживаются. Это подтверждается и статистикой. Так, за первые шесть месяцев этого года в Южной Корее продажи машин среднего размера ("Соната", "СМ-5", "Лотце") выросли на 12,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли показателя в 133 142 автомобиля. Вопреки росту цен на топливо больше стали продавать даже крупных автомобилей ("Генезис", "Опирус", "Чиэрмэн"), увеличение составило 7,6 процента. А всего было реализовано 83 760 штук. А вот продажи малолитражек ("Верна", "Прайд", "Клик") упали на 12,5 процента, опустившись до показателя 109 201 автомобиль. Сотрудник Корейской ассоциации автомобилестроителей пояснил, что "в Южной Корее покупатели в целом относятся к машине не как к средству передвижения, а больше как к средству самовыражения, потому-то и пользуются популярностью средние и крупные модели. Если же человек обращает внимание на экономичность, то в этом случае приобретает дизельные автомобили. Малолитражки же в результате теряют своих потенциальных хозяев из-за особенностей национальной психологии".

Интересно, что в то же время корейские малолитражки с началом экономического кризиса и ростом цен на топливо стали очень хорошо продаваться в США и Европе, чем компенсируют относительно низкую популярность у себя на родине. Например, в Старом и Новом Свете за первое полугодие текущего года продажи модели "Верна" южнокорейского концерна "Хендэ" выросли на 34,9 процента, "Аванты" - на 8,6 процента, "Киа Прайд" на 7,4 процента, "Дэу Морнинг" и "Матиз" вообще на 57,5 процента.

Размер имеет значение

Текст: Юрий Сайкин

Ряд проведенных местными психологами, социологами и маркетологами исследований особенностей американского покупателя выявил: средний американец охоч до автомобилей крупных размеров.

На дорогах можно увидеть сотни машин различных марок и моделей, однако анализ рынка продаж показывает, что наибольшим доверием пользуются японские и, конечно, американские машины. Причем в отношении вторых, которые по качеству, откровенно говоря, зачастую уступают иностранным, основным мотивом покупок является, как ни странно, патриотизм американцев и, соответственно, желание поддержать отечественного производителя.

"Свой первый "Мустанг" (популярный автомобиль марки "Форд". Прим. ред.) я купил еще в конце 80-х годов, потом продавал, снова покупал обновленную модель. Если бы купил "японку", то о ремонте вспоминал бы реже, это факт для меня несомненный. Но, вы знаете, не могу изменить своей стране и купить иномарку, у меня генетическая любовь к родным товарам", рассказал "РГ" автолюбитель Питер.

В США немодно иметь машину объемом двигателя меньше 1,8 литра. Исключением является только широко известный британский "Мини Купер" с его 1,4 или 1,6 литра. Однако востребованность такой машины в США остается не слишком и большой. "Знаете, в США "Купер" покупают две категории людей: первые это те, у кого в гараже уже стоит пара машин, а вторые те, которые хотят, чтобы люди думали, будто они относятся к первой категории", сказал корреспонденту "РГ" знакомый сотрудник автосалона "Хонда".

В основном американцы приобретают автомобили, кубическая мощность которых переваливает за отметку 2000 и не превышает 3500 сантиметров. В эту категорию входят модели наиболее распространенных марок автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Неплохо продаются и "настоящие дорожные звери", чье появление на дорогах привлечет внимание любого автолюбителя. А в некоторых городах наличие автомобиля с большим объемом двигателя просто необходимо. Например, в Сан-Франциско дороги представляют собой постоянные подъемы и спуски, иногда настолько крутые, что добраться до очередной горки на "малолитражке" весьма затруднительно.

При выборе машины американцы в целом исходят из простых и понятных обычному покупателю критериев: надежность, экономичность, экологичность, безопасность, стоимость страховки и обслуживания. За последние годы вопрос о том, сколько "кушает" двигатель, несомненно, стал играть более важную роль.

Между тем

Резкие скачки цен на бензин заставили часть водителей даже отказаться от лишних поездок на машине и активнее использовать общественный транспорт. Однако, несмотря на продолжающийся в США постоянный рост цен на топливо (за галлон - 3,78 литра, чуть больше четырех долларов), мощные автомобили находят в США своего покупателя.

Мелочь по карману

Автомобилей в Венгрии много, но они в основном маленькие. Здесь нет такого обилия мощных здоровенных автомобилей-хищников, как на улицах Москвы. Самоутверждаться за счет покупки дорогих внедорожников здесь не очень принято. Народ в массе своей покупал и покупает в основном экономичные малолитражки. Если раньше это были "Жигули", то теперь небольшие "Судзуки Свифт" местного производства с тем же объемом двигателя 1,3 литра.

На местных дорогах преобладают скромные, самые маленькие модели известных европейских марок "Пежо", "Рено", "Фольксваген", "Шкода". Но чаще всего мелькает "Судзуки Свифт". Модель, с некоторых пор уверенно прописавшаяся в Венгрии в качестве "народного автомобиля". Их производство здесь японцы запустили еще в начале 90-х годов и с тех пор почти уже 20 лет собирают каждый год тысяч по 80. В основном для внутреннего рынка. В результате сегодня более 20 процентов всех владельцев автомобилей в стране катается на "Свифтах".

Редко какой автомобиль может сравниться с этой моделью по своим ценовым и экономическим характеристикам. Другое дело, что сидеть в нем ничуть не просторнее, чем в "Жигулях". Но зато он надежен, относительно дешев (немногим более 10 тысяч долларов) и "ест" мало бензина. Литров шесть-семь на сотню километров по автостраде и литров восемь по городским пробкам. Последнее обстоятельство в условиях небывалого подорожания бензина (почти два доллара за литр) для среднестатистического венгра стало едва ли не самым определяющим при покупке авто.

Уровень благосостояния населения Венгрии, несмотря на вступление страны в Евросоюз, еще намного отстает от развитых стран Западной Европы. Поэтому мало кто может позволить себе роскошь покупать автомобиль с двигателем объемом больше двух литров. Конечно, есть и здесь "Хаммеры" и "Лэнд Роверы", но они не часто бросаются в глаза.

Когда-то в стране была существенная разница в цене бензина и солярки в пользу последней. Тогда имело смысл покупать машину с дизельным двигателем. Лет 10-15 назад таких машин было немало: "Фиаты", "Форды"... Однако со временем разница в цене стараниями властей полностью исчезла. Сегодня солярка даже еще дороже, чем бензин. Исчезли куда-то и дизельные авто. В нынешнем году к дороговизне бензина и солярки добавился еще финансовый кризис. Банки стали ужесточать условия выдачи кредитов на покупку как новых, так и подержанных автомобилей. В итоге очередной спад объемов продаж на рынке.

По итогам первого полугодия 2008 года венгерские власти были вынуждены зафиксировать снижение количества проданных автомобилей на полтора процента: 85 тысяч против 86 тысяч в прошлом году. Во втором полугодии снижение будет еще ощутимее. В прошлом году общий объем продаж уже упал почти на 6 процентов в сравнении с 2006 годом, при этом снижение в 2006 году тоже составило 5,6 процента. Как говорят, виной тому ужесточение налоговой политики как в отношении производителей, так и потребителей.

Так что автомобильный рынок Венгрии в обозримом будущем ждут нелегкие времена.